Законы смежности и повторяемости Давида Гартли. Мозговые вибрации как физиологическая основа появления идей у человека.

Джон Локк (1632-1704) родился в семье мелкого чиновника-юриста, учился в университетах Лондона и Оксфорда. Степень бакалавра он получил в 1656 году, и вскоре после этого защитил диссертацию на звание маги­стра. В течение нескольких лет Локк преподавал в Оксфорде гречес­кий язык, литературу и философию, а потом занялся еще и медицинской практикой.

В области психологии наиболее значительным произведением Локка является его «Опыт о человеческом разуме» (1690). В этой работе, которая явилась результа­том напряженного двадцатилетнего труда, содержится наиболее полное изложение его взглядов. Именно с момента появления этой работы можно вести отсчет истории британ­ского эмпиризма.

Локк, в противоположность Декарту, отрицает существование врож­денных идей. От рождения человек не обладает никакими знаниями, все приходит с опытом. Локк признает, что некоторые идеи, например, идея Бога, могут показаться взрослому человеку врожденными. Но это про­исходит только потому, что мы усвоили эту идею в раннем детстве и просто не помним себя без нее. Таким образом, врожденный характер некоторых идей — не более чем иллюзия. Появление абсолютно всех идей можно объяснить через обучение и привычку.

По Локку, все знание исхо­дит только из опыта. Существуют два различных вида опыта: внешний и внутрен­ний. Один из них основывается на чувствах, другой — на осмыслении своих собственных действий и состояний — другими словами, рефлек­сии. Те идеи, которые происходят из чувств (то есть на основе непос­редственного воздействия объектов внешнего мира на органы чувств), представляют собой простые чувственные впечатления. Эти чувствен­ные впечатления воздействуют на наш ум, а тот, в свою очередь, оперирует с чувственными впечатлениями, наблюдая за собственной деятель­ностью. На основе наблюдения за деятельностью ума и возникает опыт рефлексии. Этот внутренний, рефлекторный опыт вторичен по отноше­нию к опыту внешнему, чувственному.

В процессе развития индивида сначала появляется чувственный опыт, поскольку прежде надо иметь то, что может подвергаться рефлек­сии. Рефлексируя, мы вспоминаем прежние чувственные впечатления, комбинируем и обобщаем их, создавая тем самым абстракции и идеи более высокого порядка. Таким образом, все идеи возникают на основе чувственного опыта и опыта рефлексии, но конечным источником по­знания все же остается чувственный опыт.

Локк различает простые и сложные идеи. Простые идеи появляются на основе как чувственного, так и рефлективного опыта, и пассивно воспринимаются нашим умом. Простые идеи совершенно элементарны, они не содержат в себе никаких частей и потому не поддаются анализу или сведению к каким-либо еще более простым идеям. В процессе своей деятельности разум активно создает новые идеи путем комбини­рования и сочетания различных простых идей между собой. Эти новые производные идеи Локк называет сложными идеями. Они состоят из ряда простых идей, а потому поддаются анализу и могут быть разложе­ны на компоненты.

Представление о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа открывает эпоху так называемого психохимического подхода, развиваемого в теории ассоциаций. Согласно этой точке зрения, про­стые идеи могут взаимосвязываться и образовывать таким образом сложные идеи. Собственно, ассоциация — это тот самый процесс, кото­рый современные психологи называют научением. Представление о возможности редукции, сведения всей психической жизни человека к набору простых идей или элементов, а также объяснение сложных идей через ассоциацию простых лежит в основании всей современной науч­ной психологии.

Большое значение для ранней истории научной психологии имеет локков-ское различение первичных и вторичных качеств. Первичные качества существуют вне зависимости от нашего восприятия. Примером такого рода первичных качеств будут, скажем, размеры и форма здания. Цвет фасада — это пример вторичных качеств. Такие характеристики, как цвет предмета, зависимы от восприятия человеком. Разные люди видят те или иные цвета по-разному. Вторичные качества — такие как цвет, запах, звук и вкус — существуют не сами по себе, а через наше восприя­тие.

Собственно, пред­ставление о вторичных качествах и появляется как попытка справить­ся с трудностями проведения строгого соответствия между физическим миром и значительной частью нашего его восприятия.

Однако, коль скоро мы допускаем — хотя бы теоретически — существование первичных и вторичных качеств, одни из которых обла­дают объективным существованием, а другие — только субъективным и не существуют вне восприятия, то рано или поздно должен был появиться кто-то, кто задался бы вопросом: а существуют ли подобные различия между первичными и вторичными качествами на самом деле? Не являются ли все восприятия вообще субъективными, зависящими от наблюдателя, и в этом смысле — вторичными? Философом, который поставил такой вопрос и попытался дать на него развернутый ответ, был Джордж Беркли.

 

Джордж Беркли (1686-1753) родился и получил образование в Ирландии. Будучи глубоко религиозным человеком, он был посвящен в сан дьяко­на англиканской церкви в возрасте 24 лет. Вскоре после этого он опубликовал две философские работы, оказавшие большое влияние на развитие психологии — «Новая точка зрения» ( 1709) и «Трактат о принципах человеческих знаний» (1710).

Беркли полностью принимал тезис Локка о том, что все наши знания о внешнем мире происходят из опыта, но отвергал различение первич­ных и вторичных качеств. По мнению Беркли, все качества — вто­ричные. Все знания являются достоянием человека, представляют собой функцию опыта. Через несколько лет его позиция получила название ментализма, что подчеркивает то обстоятельство, что для Беркли весь мир представляет собой не более чем некое субъективное, психическое явление.

Он утверждал: «быть — значит быть в восприятии». Нам недоступны истинные ха­рактеристики внешнего, объективного мира, поскольку все, что мы о нем можем знать, — это наше восприятие. Но поскольку восприятие — внутренние ощущения человека и потому субъективны, они не могут с достоверностью считаться отражением внешнего, объективного мира. То, что мы называем объектом, — не что иное, как сочетание различ­ных ощущений в один целостный комплекс, который привычка впос­ледствии закрепляет как единое целое. Таким образом, по Беркли, чув­ственный мир есть не более чем сочетание различных ощущений.

Беркли не утверждал, что физические объекты в действительности существуют только в то время, когда их кто-либо воспринимает. Его позиция состоит в следующем: поскольку весь наш опыт существует внут­ри нас и неотделим от ощущений, то у нас нет достаточно надежного доступа к объективным характеристикам предметов внешнего мира. Мы можем с достоверностью полагаться только на собственные ощу­щения.

Беркли признавал, что некоторые впечатления обладают опреде­ленной независимостью, стабильностью и согласованностью, поэтому ему необходимо было найти объясняющий это обстоятельство фактор. Выход был найден при помощи введения в предложенную схему понятия Бога (поскольку Беркли был все же священником). Бог воспринимает все, что происходит в мире.

Для объяснения процесса познания Беркли использовал теорию ассо­циаций. Наши знания преимущественным образом есть сочетания вза­имосвязанных простых идей, отдельных психических элементов. То есть сложные представления представляют собой комбинации ряда простых, возникающих благодаря имеющимся у нас органам чувств.

«Сидя в моем рабочем кабинете, я слышу, что вдоль улиц,ы едет карета: я смотрю в окно и вижу ее: выхожу и сажусь в нее. Так, повседневная речь склоняет каждого ду­мать, что он слышал,-видел и осязал одну и ту же вещь, а именно карету. Тем не менее на самом деле идеи, вводимые каждым отдельным чувством, совершенно различны и не­зависимы друг от друга; но так как они постоянно наблю­даются вместе, то и высказываются как бы об одной и той же вещи».

Сложное представление кареты состоит из звука ее колес по бу­лыжной мостовой, ощущения прочности ее корпуса, свежего запаха ко­жаных сидений и зрительного образа ее внешнего вида. Наше созна­ние конструирует сложное восприятие, соединяя между собой базовые психические строительные блоки — простые представления. Причем механическая аналогия и использование терминов «конструирует» и «строительные блоки» в данном случае не случайны.

Беркли использует идею ассоциаций для объяснения так называ­емого глубинного, пространственного зрения. Он исследует то, каким образом мы воспринимаем третье измерение, если принять во внима­ние, что человеческий глаз способен воспринимать лишь два измере­ния. С его точки зрения, мы воспринимаем трехмерные изображения благодаря предшествующему опыту, проводя ассоциации данного ощу­щения с другими зрительными ощущениями, которые мы имели прежде, рассматривая этот предмет с различных расстояний. Иными словами, продолжительный опыт рассматривания данного предмета с различ­ных сторон и на различном расстоянии накладывается на непосред­ственные ощущения, вызываемые сокращениями глазных мускулов. Все это в совокупности дает нам ощущение глубины восприятия. Таким образом, по Беркли, трехмерное восприятие объекта — не элементарное восприятие, а ассоциативное и многоплановое, которое усваивается нами в процессе научения.

 

Давид Юм (1711-1776), известный шотландский философ и историк, получил образование в университете г. Эдинбурга. Однако ему не довелось закончить полный курс. Он попробовал себя в коммерции, но скоро обнаружил, что это дело не для него. В итоге он отправился во Фран­цию изучать философию. После этого Юм вновь вернулся в Англию, где вскоре приобрел известность и славу как литератор. Его наиболее значительной работой в области психологии считается «Трактат о при­роде человека» (1739).

Юм разделял представления Локка об объединении ряда про­стых идей в сложные, однако подверг существенному пересмотру его теорию ассоциаций. Он был согласен с Беркли в том, что матери­альный мир не существует для индивида до тех пор, пока он не доступен наблюдению. Однако Юм пошел дальше. С точки зрения Беркли, Бог непрерывно воспринимает мир и тем самым выступает гарантом стабильности и постоянства физических объектов. Юм же задает следующий вопрос: что будет, если убрать идею Бога из этой картины?

По мнению Юма, в этом случае у нас не будет никакой возмож­ности знать, «существует ли что-либо вне нашего сознания. Если все знания о "внешнем мире" основываются только на наших представ­лениях и, следовательно, носят опосредствованный характер, то мы в принципе не можем с уверенностью сказать, существует ли на самом деле "внешний мир" или нет... Возможно, он существует, а возможно, и нет; однако у нас нет оснований утверждать что-либо определенное».

Впечатления и идеи. Юм проводил различие между впечатлениями и «идеями». Впечатле­ния являются базовыми психическими элементами; в современной тер­минологии — это ощущения или восприятие. Идеи же, появляющиеся у человека в связи с пережитыми ощущениями, — это мысленные переживания, возникающие в отсутствие стимуляции от внешних объек­тов; в современной терминологии — это воображение.

Юм не пытался дать определение впечатлениям и идеям в терми­нах физиологии. Он также был в достаточной мере осторожен, чтобы утверждать или отрицать, что впечатления полностью соответствуют наблюдаемому объекту. Впечатления отличаются от идей не по источ­нику возникновения, а по своей относительной силе. Впечатления пред­ставляют собой более сильные и яркие образования, в то время как идеи — просто слабые копии впечатлений. И те и другие психические элементы могут быть как простыми, так и сложными. Простые идеи сходны с простыми впечатлениями. Сложные идеи не обязательно должны иметь сходство с какой-либо простой идеей, поскольку в ходе объединения нескольких простых составляющих благодаря ассоциаци­ям могут возникать совершенно новые комбинации.,

Юм выявил два закона ассоциации: закон сходства, или подобия, и закон смежности, или ассоциации, во времени и пространстве. Чем более сходны идеи друг с другом, чем более они близки в пространстве и времени, тем с большей вероятностью между ними образуется ассоци­ативная связь.

Закон сходства—чем более сходны идеи между собой, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциативные связи.

Закон смежности —чем более близки идеи в пространстве и времени, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциации.

Давид Гартли (1705-1757), сын министра, первоначально готовил себя к церков­ной карьере. Но из-за разногласий с господствующей доктриной он обратился к медицине. Гартли прожил тихую, лишенную громких собы­тий жизнь врача. Свой досуг он посвящал занятиям философией. В 1749 году он опубликовал работу под названием «Размышления о чело­веке, его строении, его долге и упованиях». Это произведение Гартли мно­гие ученые считают первым систематическим исследованием по пробле­ме ассоциаций.

Законы смежности и повторяемости. С точки зрения Гартли, основным законом ассоциации является закон смежности, на основе которого он пытался объяснить явления памяти, рассудка, эмоций, воли и непроизвольных действий. Идеи или впечатле­ния, которые обычно встречаются вместе — одновременно или последовательно, — ассоциируются между собой, так что одна идея ведет к появлению другой. Кроме того, Гартли высказал предположение, что повторяемость впечатлений так же является достаточным основанием для возникновения ассоциаций.

Закон повторяемости —чем чаще две идеи встречаются вместе, тем более велика вероятность образования между ними ассоциативной связи.

Он был согласен с Локком в том, что все наши знания происходят из опыта, — врожденных ассоциаций нет, как нет и знаний, которыми человек обладает от рождения. По мере взросления человека и накоп­ления многообразных чувственных впечатлений появляются все более сложные психические связи между его идеями, все множатся ассоциа­ции. В зрелости человек достигает высшего уровня развития умствен­ной деятельности. Однако высшие мозговые функции, такие как мыш­ление, вынесение суждений и умозаключений, при помощи анализа мо­гут быть сведены к набору элементарных ощущений. Именно Гартли первым попытался дать систематическое объяснение всем видам ум­ственной деятельности на основе теории ассоциаций.

Как и многие другие философы до него, Гартли воспринимал мир с механистических позиций. Однако в одном отношении он безусловно превзошел прочих эмпириков и ассоцианистов. Он не только пытался объяснить психологические процессы, руководствуясь механическими принципами, но и старался раскрыть лежащие в основе физиологичес­кие процессы. Для него с его медицинским опытом такая попытка была вполне естественной.

По мнению Исаака Ньютона, одной из основных характеристик любого импульса в физическом мире являются его волновые свойства, вибрации. Гартли применил эту идею к пониманию функционирова­ния мозга и нервной системы в целом. Можно сказать, что в своих работах он предвосхитил многие идеи современной нейропсихологии. Посредством вибрации импульсы передают по нервам (Гартли считал их цельными структурами, а не полыми трубками, как Декарт) из одной части тела в другие. Эти вибрации порождают малые колебания в мозге. С точки зрения Гартли, мозговые вибрации и являются физиологической основой появления идей у человека. Значение этой доктрины состоит в том, что она представляет собой еще один пример использования механистической модели Вселенной для понимания природы человека.

 

Вопросы:








Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1441;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.