Каково было влияние христианской теологии на психологические учения в Европе в средние века?
Что внесли в понимание человека взгляды Ибн-Сины, Ибн-аль-Хайсама , Ибн-Рошда?
Почему средневековая арабская культура более полно освоила наследие античности
Как отражалась психическая реальность в споре номиналистов и реалистов?
Какое значение интенциональности придавал Фома Аквинский?
Что «отсекает» бритва Оккама?
Как различал Экхарт установку на обладание и установку на бытие?
ЛЕКЦИЯ 6.
ПСИХОЛОГИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Общая оценка значения европейского Возрождения. Психологические концепции итальянцев (Лоренцио Вала,Пьеро Помпонацци, Бернардино Телезио Леонардо да Винчи), испанцев (Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Гомес Перейра) и немцев (Меланхтон).
Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название «эпоха Возрождения». Главной особенностью стало возрождение античных ценностей. Мыслители Возрождения считали, что они «очищают» античную картину мира от «средневековых варваров». Положение человека в мире и обществе изменилось, т.к. происходили процессы: 1) возникновения мануфактурного производства; 2)усложнения и усовершенствования орудий труда; 3)возвышение бюргерства и отстаивание им своих прав в политической борьбе. Все это отразилось в философии Возрождения.
Главной особенностью этого периода стало воз рождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и латинскоязычная культура (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь).
Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от воззрений «средневековых варваров». Восстановление античных па мятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата. Однако воспринималось в них прежде всего созвучное новому образу жизни и обусловленной им интеллектуальной ориентации. Возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда. Великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточен ной политической борьбе, – все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а следовательно – и его представления о мире и о самом себе.
Новые философы вновь обращаются Аристотелю. Италия становится главным центром Возрождения, и там разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн Рушда (аверроистами) и радикально настроенными сторонниками Александра Афродисийского (александристами). Эпоха Возрождения актуализировала старые проблемы, ценности античного мира. Стремление вернуть человека с божественных высот на землю, отказ от религиозных схоластических построений о душе, призыв к правдивому и опытному изучению душевного мира людей – это проявление пробуждения общего интереса к человеку и его жизнедеятельности, почему эту эпоху и называют периодом гуманизма. Однако средневековые предрассудки не были полностью преодолены в психологических взглядах мыслителей. В этот период зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании.
Лоренцио Вала (1407 – 1457): трактат «О наслаждении как истинном благе» (само название говорит о близости его взглядов учениям Эпикура и Лукреция). Утверждал, что природа лежит в основе всего, а человек – ее часть, а душа его – проявление природы. Всю живую природу отличают потребности и стремления, свойственные и человеку в виде тенденции к самосохранению, к чувствам удовольствия и физического наслаждения. Стремления и удовольствия – голос природы, который надо удовлетворять, а не ущемлять, как учила церковь.
Пьеро Помпонацци (1462 – 1525): книга «О бессмертии души»; считал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа – это земное и природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма, а психические явления – продукты работы нервной системы и мозга. Способности души исчезают с разрушением и смертью тела. Мышление является функцией мозга, возникает и умирает вместе с рождением и смертью человека. Психическое развивается от ощущений, через память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, представленных в чувственных формах познания – ощущениях, восприятиях, представлениях.
Бернардино Телезио (1509 – 1588):первым организовал в Неаполе общество естествоиспытателей, ставившее своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Ориентировался на учение Парменида и стоиков. Сама по себе материя пассивна; источниками ее движения и энергии являются тепло и холод, свет и темнота, способность к расширению и проникновению и пр. эти силы находятся во взаимном проникновении, создавая образования, концентрирующие в себе определенные силы. Это источники любого развития. Главная цель природы - сохранить достигнутое состояние (впервые изложена идея гомеостаза на уровне науки того времени) Закону самосохранения подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. В положительных эмоциях проявляется сила души, удлиняющая жизнь, а в отрицательных – ее слабость, мешающая самосохранению. Телезио признавал существование Бога и высшей бессмертной души.
В Испании также возникли направления против схоластики учения, устремленные к поиску реального знания о психике. Хуан Луис Вивес (1492 – 1540): книга «О душе и жизни». Природа существует сама по себе и познавать ее необходимо путем опыта и эксперимента. Познание души должно строиться на изучении ее конкретных проявлении и свойств.
Ощущения и чувства – первичные формы психического, преобразующиеся за счет ассоциаций по сходству и контрасту в сложные психические структуры. Он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию. Отдельные проявления души человека открываются ему самому в основном с помощью внутреннего опыта или самонаблюдения. Вивес выделил, опираясь на самонаблюдение, некоторые основные и важнейшие характеристики побуждений и эмоциональных состояний: 1) различную степень интенсивности (силу или слабость) эмоциональных переживаний – легкие, средние, сильные; 2)длительность эмоциональных состояний от кратковременных до более продолжительных; 3)качественное содержание эмоциональных реакций, разделение их на приятные (положительные) и неприятные (отрицательные). Одним из первых Вивес пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. Правильно воспитывать ребенка позволяет только практики, опирающаяся на теорию, поэтому он выступал против схоластики и в защиту опытного знания.
На основе педагогических идей Вивеса Я.А.Коменский (1592 – 1670) разработал педагогическую систему, в основу которой положил принципы материалистического сенсуализма, а основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола выработал организационные и моральные принципы ордена также на основе идей Вивеса.
Хуан Уарте (1530 – 1592): работа «Исследование способностей к наукам». Ставит особенности души в зависимость от телесных особенностей человека, климатических условий жизни и пищи; требовал изменить индуктивный метод. Его работа – первая в истории психологии с точки зрения изучения индивидуальных различий между людьми для определения их пригодности к различным профессиям для профессионального отбора (первое исследование по дифференциальной психологии). Анализ способностей сопоставлялся со смесью 4 элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и пр.), требующих определенных дарований. Основные способности человека, по Уарте, - воображение, память, интеллект, каждая из которых объясняется темпераментом мозга (пропорцией смешения главных соков организма). Науки и искусства оценивались с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Зависимость таланта от природы не означает бесполезности воспитания и труда. По мнению Уарте, существенную роль в формировании способностей играет характер питания. Пытался обнаружить внешние признаки, по которым можно было бы различать качество мозга (жесткость волос, особенность смеха и пр.), мечтал об организации профессионального отбора с государственном масштабе, поскольку считал важным, чтобы никто не ошибся в выборе профессии в соответствии со своим природным дарованием.
Гомес Перейра (1500 – 1560): книга «Антониана Маргарита», отрицавшая чувствующую душу у животных. Впервые в истории науки он представил животных в качестве «апсихических тел», управляемых не душой, а прямыми воздействиями внешних объектов и следами этих воздействий. Животные ничего не слышат, не видят и не чувствуют. Их поведением движут знаки. Все это противоречило учению католической церкви о животных как низших душах, и от инквизиции его спасло только противопоставление животных человеку как богоподобному существу с бессмертной душой
Андреас Везалия (1514 – 1564) – Бельгия: книга «О строении человеческого тела» - учение о «животных духах» как реальном материально субстрате психических явлений. В связи с бурным развитием мануфактурного производства, возрастанием роли техники тенденция описывать психику человеку в сравнении с работой механизмов усиливается, а взгляды Везалия способствовали созданию механистического детерминизма.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – видный представитель своей эпохи, соединивший в себе непревзойденного до сих пор художника, философа, естествоиспытателя и изобретателя. Сыграл важную роль в укреплении механистического подхода в интерпретации психики и поведения людей и животных.
Он представлял новую науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобразователями мира, их опыт радикально менял культуру и строй мышления. Высшей ценностью становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо, – «божественная наука живописи». При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах. «Живопись, – писал Леонардо, – распространяется на философию природы».
Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне (в противовес августино-томистской интроспекции) духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные (в противовес христианской чистой духовности) ценности, он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями.
Он длительное время занимался вскрытием трупов людей и животных, поэтому известен и как анатом, преследовавший научные цели: проникновение в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Общечеловеческими страстями считал радость, печаль и физические усилия. Только в связи с этими состояниями можно понять, по его мнению, основное жизненное значение различных частей организма (мышц, костей, сухожилий и пр.), движениями и изменениями которых сопровождаются человеческие страсти (печаль, страх и пр.). Высшей ценностью становится «божественная наука живописи».
Изменения в реальном бытии личности изменяли и ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне духовных сил, желал подражать природе, преобразуя ее своим творчеством и практическими деяниями.
Вопросы биомеханики (строения и работы двигательных систем организма) очень интересовали да Винчи, деятельность живых существ он стремился описывать в категориях механики. Ему удалось установить зависимость двигательных систем от деятельности нервов, спинного и головного мозга, установить связь разных отделов мозга с различными функциями и мышечными реакциями.
Глаз – властелин над всеми другими органами чувств, его работа – ответная реакция на световые воздействия, а не управляется душой. Леонардо да Винчи довольно близко подошел к рефлекторному принципу.
Меланхтон Филипп (1497 – 1560): книга «Комментарии о душе»; модернизирует учение Аристотеля.
Выделяет 3 вида способностей (как и Аристотель) – растительные, животные и разумные. Растительные и животные являются страдательными силами, т.е. зависят от строения и деятельности частей тела и организма в целом, от воздействия внешних физических факторов.
Телесная обусловленность низших способностей души трактовалась им в духе представлений Галена: носителями растительной способности являются печень и венозная кровь; кровь, прошедшая через сердце и направляющаяся в виде парообразований в желудочки головного мозга, называется «животными духами» и служит материальным носителем ощущений и восприятия.
Высшие процессы (осознание восприятий и установление в них сходств и различий) относились им к разумным способностям или разумной душе, которая временно связывается с животными способностями.
Разумная душа часть божественной природы, а потому вечна и бессмертна.
Вопросы:
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1109;