Какую традицию в понимании психики продолжал Лукреций?
Как понимали сущность человека Марк Аврелий и Плотин?
Как осмыслил античную традицию Августин?
ЛЕКЦИЯ 5.
ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Общая характеристика средневековой психологии. Учения Ибн-Сины, Ибн-аль-Хайсама, Ибн-Рошда. Учение о душе в схоластической философии. Формирование томизма. Уильям Оккам и Майстер Экхарт.
История Средних веков охватывает период времени - с 5-го по 17-ый века. Это эпоха возникновения, развития и упадка феодализма. Специфика личности индивида связана с его положением в феодальном обществе. Личность не является в это время носителем индивидуальных качеств: индивидуальное невыразимо. Человек становится личностью лишь в той мере, в какой играет сословно предписанную ему роль. Являясь членом определенной общности, он воплощает типическое для нее: рыцарь - мужество, верность, сила; ремесленник - добросовестность и пр. однако у отдельных мыслителей наблюдается интерес к самопознанию и самосознанию. Примером может служить ирландский схоласт Иоанн Скот Эриугена (9-ый век), выделявший в качестве средства самосознания внутреннее чувство. В 12-ом веке Пьер Абеляр пишет сочинение в жанре исповеди «История моих бедствий», построенное на материале глубокого самоанализа. Средневековье вошло в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви. Специфический фактор религии и ее особая роль являются общим фактором истории Средних веков всех стран Старого Света. 11-13-ый века характеризуются развитием городов и зарождением буржуазии, в которых возникают университеты, являвшиеся в то время опорой схоластов и духовенства. Образование вылилось в схоластические диспуты, а знание приобрело дедуктивно-силлогистический характер. Вместо природы занимались изучением и комментированием Священного Писания и некоторых произведений Античности («Органона» Аристотеля). Однако в этих диспутах складывался логический аппарат спора, оттачивалось его мастерство.
Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер; развитие положительных знаний и психике замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека постепенно возвышается до царства благодати. Однако накапливается некоторый материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной деятельности.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 756;