Что является предметом истории психологии?
Какие задачи стоят перед историей психологии?
В системе каких трех главных координат совершается научная деятельность деятельность историка психологии?
ЛЕКЦИЯ 2.
АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(ДО АРИСТОТЕЛЯ)
Психологические аспекты учений Пифагора Самосского, Фалеса, Гераклита ЭФесского, Парменида, Демокрита, Алкмеона, Гиппократа, Анаксагора, Протагора, Сократа, Платона. Связь онтологических и гносеологических сторон их философских систем.
Представление о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложилось в глубокой древности. Это нечто сравнивалось с дыханием (душа, дух, дыхание) и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение. Первые представления о душе прослеживаются в мифологии разных народов - в Египте, Индии, Древней Греции и пр. Существующие у многих народов «книги мертвых» рассказывают о жизни души после ухода из тела. Существование души не подвергалось сомнению. В мифах Древней Греции она предстает в образе двойника тела, его копии и тени. Она живет после смерти человека в царстве Аида, сохраняя в бесплотности человеческие желания. Философия древних греков пытается ответить на вопрос: «Душа - это самостоятельная субстанция или свойство другой материи?» С этого вопроса и начинается донаучный этап развития психологии, завершившийся только к концу 19-го века.
Анимизм: от латинского аnimа - душа - первое мифологическое учение о душе, включающее в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человека с последним его дыханием. Его элементы есть в любой религии. В учении Пифагора Самосского души предстают бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.
Античность связана в нашем представлении c расцветом философских школ и первыми попытками подвести под окружающую действительность философскую, часто даже научную основу. Именно в этот период были предприняты первые попытки описать и понять психику человека. Древним грекам принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм): весь мир - универсум, космос, изначально живой и наделенный способностью ощущать, запоминать, действовать. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи (Фалес). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества, утвердив непреложный для современности постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы; в основе гилозоизма лежал принцип монизма. Это учение покончило с анимизмом, который, впрочем, до наших дней находит еще приверженцев, считающих душу внешней по отношению к телу сущностью. Развитие гилозоизма связано с именем Гераклита ЭФесского , считающего душу искрой вечно изменяющегося живого огня - космоса. Огненная стихия - Психея - приобщается к комическому огню, поэтому душа человека оказывается причастна Космосу. Малый мир отдельной души (микрокосм) тождественен макрокосму всего миропорядка, следовательно, постигать свою «психею» (себя) - значит углубляться в закон (Логос), который придает непрерывно текущему ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизмов динамическую гармонию. Он впервые высказал мысль о возможности изменения и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души происходит, по мнению Гераклита, через себя («Познай самого себя»). Гераклит считал, что ход вещей зависит от закона, а не от произвола богов. После него осталась идея закона, правящего всем сущим, включая безостановочное течение тел и души.
Парменид из Элей впервые привел принципиальное различие между умопостигаемым неизменным и вечным (единым) бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью, преходящей текучестью всех вещей (сфера мнения); сформулировал идею бытия и мышления.
Демокрит развил идею закона Гераклита в виде идеи причинности. Боги в его изображении - сферическое скопление атомов. Человек тоже создан из разных сортов атомов, самые подвижные из которых - атомы огня, образующие душу. Со смертью тела умирает и душа, т.к. атомы ее улетучиваются и рассеиваются. Из атомов огня, по его мнению, состоят душу, тело и макрокосмос. Единым для души и космоса является закон не сам по себе, а такой, согласно которому нет беспричинных явлений: все они есть неотвратимый результат соударения атомов. Принцип причинности впоследствии назвали детерминизмом.
Душа, по Демокриту, - движущее начало и орган ощущения и мышления. Она подобна огню, это ее шарообразные атомы своим беспокойством приводят тело в движение. Атомы души способны к ощущению, т.к. в нас попадают тончайшие оболочки (образы, копии), отрывающиеся от души. Истинное знание о вещи дает мышление, а не ощущение. Душа, таким образом, по Демокриту, материальна.
Алкмеон: мозг – орган души. Гуморальная направленность мышления древнегреческих медиков вовсе не означала, что они игнорировали строение органов, специально предназначенных для выполнения психических функций. Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории "сердце-центрическая" и "мозго-центрическая"
Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кретоны (VI век до н. э.), который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.
Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)".
Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт.
Гиппократ развил принцип причинности и построил на его основе теорию о темпераментах. Нарушение здоровья он связывал с дисбалансом разных «соков» в организме - желчи, крови, слизи. Соотношение этих пропорций и называл он темпераментом. Названия темпераментов дошли до наших дней: сангвинический - преобладает кровь, холерический - преобладает желтая желчь, меланхолический - преобладает черная желчь, флегматический - преобладает слизь. Такое наивное деление важно для будущей научной психологии, т.к.: 1)на передний план выдвигалась гипотеза, по которой бесчисленные различия между людьми группировались по нескольким признакам поведения (заложение начал научной типологии); 2)источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма, а душевные качества ставились им в зависимость от телесных. Эта типология является примером гуморальной классификации (лат.«гумор» - жидкость).
Анаксагор считал природу состоящей из множества мельчайших частиц и искал в ней начало, благодаря которому из беспорядочного скопления этих частиц возникают целостные вещи. Таким началом он признал разум («нус») и полагал, что от того, насколько полно представлен разум в различных телах и зависит их совершенство. «Человек является самым разумным ...вследствие того, что имеет руки», следовательно, не разум определяет преимущества человека, а строение его тела определяет высшее психическое качество - разумность. В результате Анаксагор создал идею организации (системности).
Совершенно новую сторону познания душевных явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. "софия" мудрость). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, носам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, "есть мера всех вещей". Впоследствии прозвище "софист" стало применяться к лжемудрецам, вы дающим с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, которые призваны доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности.
В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Как можно что-либо передать посредством языка, спрашивал софист Горгий, если его звуки ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами. И это не было лишь логическим ухищрением, но поднимало реальную проблему. Она, как и другие вопросы, обсуждавшиеся софистами, подготавливала развитие нового направления в понимании души.
Детальному обсуждению были подвергнуты с их стороны приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Речевая и мыслительная деятельность людей анализировалась с точки зрения ее использования для манипулирования людьми.
Сократ, сын ваятеля и акушерки, получив общее для афинян того времени образование, стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте – на улице, на рыночной площади, в любое время. Сократ, в отличие от софистов, не брал денег за философствование, и среди его слушателей были люди самого различного имущественного положения, образования, политических убеждений, идейного и нравственного склада. Смысл деятельности Сократа (она получила название "диалектика" – нахождение истины с помощью беседы) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (так называемый сократический метод) и тем самым при вести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Обсуждению подвергался обширный круг "житейских понятий" о справедливости, несправедливости, добре, красоте, мужестве и т.д.
Сократ помогал собеседнику «родить» ясное и отчетливое знание за счет подбора определенных вопросов. Формула Гераклита «Познай самого себя» означала у Сократа направление мысли к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Сократ был мастером устного общения, пионером психотерапии и анализа, цель которого - обнажить то, что скрыто за покровом сознания, за внешними проявлениями ума. Созданная им техника диалога получила название сократического метода. Впоследствии его идеи сыграли ключевую роль в психологических исследованиях мышления: 1)работа мысли изначально носила характер диалога; 2)она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении; 3)вопросы ставились именно с такими задачами, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Диалогизм (предполагает, что познание изначально социально) и детерминирующая тенденция (создается задачей) стали в 20-м веке основой экспериментальной психологии мышления.
Платон стал родоначальником философии идеализма, утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире. Скупал и уничтожал сочинения Демокрита, поэтому от них остались лишь фрагменты. Над входом в созданную им Академию написал: «Не знающий геометрии да не войдет сюда», т.к. полагал, что геометрические формулы, математические формулы, логические конструкции - это особые умопостигаемые объекты, наделенные незыблемостью и обязательностью для любого индивидуума (в отличие от чувственных впечатлений, изменчивых, ненадежных, у каждого разных). Платон увидел в них сферу вечных идеальных форм, скрытых за небосводом в виде царства нетленных идей.
Платон назвал процесс мышления, не получивший внешнего выражения в диалоге, как диалог внутренний. Современным психологам это явление известно под названием внутренняя речь, а процесс ее порождения из речи внешней называется интериоризацией. В основе всего, по мнению Платона, лежат идеи - общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе как своеобразный замысел. Всякое существо, вещь, свойство, ценности бытия (истина, благо, прекрасное и пр.) существуют только потому, что есть идея (идея человека, идея прекрасного, идея равенства отношений и пр.). В полной мере идеи доступны только богу, а человек может лишь стараться постичь их мир разумом. Миру идей противостоит мир материй (бесформенного небытия, по Платону). Мировая душа является посредником между этими двумя мирами. Мир - это живое существо, душа которого окутывает его. Мировая душа одушевляет звезды, планеты. Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, но потом переселяется в тело человека и теряет гармоничность. Душа ,по Платону, бессмертна. Раз цель души - постижение идеи, следовательно, она подобна идее. В составе души Платон выделял: ум (местонахождение в голове), аффективное (страстное, эмоциональное начало, располагающееся в груди) и вожделения (живут в печени). Выделяя в душе части и функции, Платон создал миф о вознице, управляющем колесницей, запряженной двумя лошадьми - дикой, рвущейся и породистой, покладистой. Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие. Разум призван согласовывать эти два мотива, испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в изучение души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и управлении поведением человека. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживет в психоанализе З.Фрейда.
Знания о душе росли в зависимости от уровня знаний о внешней природе и от общения с ценностями культуры. Софисты и Сократ пришли в объяснениях души к пониманию ее деятельности как феномена культуры. Обобщение этих фактов стало основой учения Аристотеля и преобразования главных объяснительных принципов психологии - организации, закономерности и причинности.
Вопросы:
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 726;