Oslash; советовал поступать в соответствии с «золотым правилом» — умеренность является дорогой к счастью.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. За что Аристотель критиковал учение Платона?
2. Как Аристотель изменил это учение?
3. Что такое форма и материя в учении Аристотеля? Как они взаимодействуют?
4. Человек и его душа.
5. Основные положения социальной философии Аристотеля.
РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯпредставляет собой обширный раздел античной философии периода эллинизма, начиная с появления римской литературы в III-II вв. до н.э, и кончая падением Западно-Римской империи в V в. н.э. с некоторым продолжением этой философии еще и в течение VI в.
Поскольку к началу н.э. образовалась огромная Римская империя, охватившая собою весь тогдашний культурный мир Европы и Азии вплоть до Индии, постольку начиная с I в. до н.э. нужно говорить об эллинистически-римской философии.
После того, как Платон и Аристотель изменили облик философии, она стала очень важна. Она вызвала расцвет «эллинистической эпохи», периода распространения греческой мысли по всей территории Средиземного моря. Этому способствовали завоевания Александра Македонского, который захватил всю эту область и создал на ней новую культуру.
Распространению греческой философии способствовал и тот факт, что люди считали ее способом улучшить свою жизнь. Они хотели быть «мудрыми», чтобы знать, как следует жить. В результате философия стала более структурированной и догматической. Возникли различные школы философии, из которых люди могли выбирать себе учителей. Самыми важными из них были школы киников, стоиков и эпикурейцев. Они стали частью нашей современной культуры.
Основной чертой этой эпохи была крайняя нестабильность. Мир стал для человека жестоким и враждебным, в силу чего у него пропала уверенность в завтрашнем дне. Ощущение, типичное для этой эпохи, - чувство потерянности и ненадежности. А когда утрачиваются все внешние гарантии, у людей возникает стремление обрести их внутри себя. Как выжить и сохранить самообладание в мире, где каждый брошен на произвол судьбы? Как оставаться спокойным и невозмутимо взирать на происходящие вокруг несчастья?
Главный вопрос философской мысли этого времени - как быть счастливым, как обрести внутри себя уверенность и благо, когда во внешнем мире ничего подобного найти уже невозможно? Счастье по-гречески eudaimonia - эвдемония, поэтому философия эллинизма может быть названа эвдемонистической (ищущей счастье). В ней оформились четыре основные школы, сходные в стремлении обосновать и разработать эвдемонизм, но различающиеся способами или путями, которыми они предлагали человеку быть счастливым[14].
Римская философия вырастает теперь уже на почве крупного рабовладения и землевладения, на завоевании обширных территорий, на огромном чиновничьем аппарате империи, подчинившей себе множество разных национальностей, на необходимости держать в повиновении огромную рабовладельческую империю путем изощренных политических методов, на необходимой для этого тонко развитой человеческой личности и, наконец, на вытекающем отсюда синтезе небывалого универсализма и небывалого субъективизма. Отныне философское сознание стало неизменно пытаться отразить в себе как весь римский универсализм, так и его прихотливый субъективизм, что мы находим уже и на почве самой Греции в начале эллинизма и что достигло колоссальных результатов в Римской империи.
С одной стороны, римская философия трактуется как философия максимально практическая, моральная и жизненно утилитарная. Это несомненно так. И с этим связано негативное отношение к философа, особенно в I-II веках.
Однако нельзя забывать и того, что этот же самый практицизм заставлял римлян очень много размышлять, быть военными гениями и основоположниками мировой юридической мысли. Практическая и жизненная направленность римской философии объясняет собою также и то, что эта последняя всегда стремилась выражать себя поэтическими, риторическими, юридическими, историографическими и даже специально-научными методами, в отличие от общепризнанной греческой склонности к чистому умозрению. Это просто национальная особенность римской философии.
В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.
Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар), скептицизм.
Эпикур(341—270 до н.э.) — древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы «Сад Эпикура». Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
1) Учение о природе и космосе («физика»)
Эпикур разделял точку зрения Демокрита о том, что мир состоит из атомов и пустоты, а все существующее во Вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Однако Эпикур внес в описание атомов некоторые поправки:
1. атомы не могут превышать некоторой величины,
2. число их форм ограничено,
3. атомы обладают тяжестью,
4. изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов.
• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);
• вселенная вечна и бесконечна;
• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
• атомы и пустота вечны;
• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);
• «мира чистых идей» не существует;
• существует множество материальных миров во Вселенной.
2) Учение о познании («каноникá»)
• окружающий мир познаваем;
• основным видом познания является чувственное познание;
• невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;
• ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.
3) Учение о человеке и его поведении («эстетика»).
• своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);
• человек есть результат биологической эволюции;
• боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
• судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
• душа является особым видом материи;
• душа человека смертна, как и тело;
• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
• счастье человека состоит в удовольствии;
• под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);
• нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
В эпикуреизме атомистическому физическому «индивидуализму» соответствовал индивидуализм этический. Цель практической философии Эпикура - обретение личного эвдемонистического идеала[15].
К общественности (культовым традициям и государственным учреждениям), по Эпикуру, необходимо относиться дружественно и сдержанно («Живи уединенно!»). Термин «эпикуреизм» вошел в философскую категориальную традицию как синоним «гедонизма».Гедонизм(от греч. гедонэ – удовольствие) – это культивация удовольствий. Но при более детальном ознакомлении с эпикурейской теорией выбора и избегания видно, что охарактеризовать ее как гедонизм невозможно.
Вопросы и задания для самоконтроля
. Что такое эллинизм?
2. Какова главная черта эллинистической философии? Что такое эвдемонизм?
3. От каких страхов призывает избавиться Эпикур? Как он предлагает это сделать?
4. Расскажите об эпикурейской теории удовольствий. Что такое гедонизм? Можно ли
назвать учение Эпикура гедонизмом?
Киники— одна из философских школ Древней Греции сократического периода, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы).
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»), Кратет. Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.
Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.
Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
• отсутствие постоянного места жительства, скитания;
• паразитический образ жизни, попрошайничество;
• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
• восхваление физической и духовной бедности;
• крайний аскетизм;
• замкнутость;
• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
• непризнание авторитетов;
• воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
• неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
• концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
• радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник»). В действительности название — от слова «Киносарг» — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
• жил в бочке;
• заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»;
• выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
• вывел понятие «гражданин мира» (космополит);
• отвергал брак;
• жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
• не признавал никаких законов, кроме закона природы;
• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
• идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Кто такие киники? Какова главная идея кинической философии?
2. Чему учил Диоген Синопский?
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2128;