Социальная философия
Аристотель выделяет шесть типов государства:
• монархия;
• тирания;
• аристократия;
• крайняя олигархия;
• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Аристотель определял человека как «политическое животное». Но что это, собственно говоря, значит? В «Политике» он пишет, что человек есть существо общественное в большей степени, чем муравьи и пчелы. И здесь это «большее» раскрывается не по уровню организации совместной деятельности, а по этическим критериям: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п.
Возникновение государства Аристотель раскрывает как бы в двух аспектах. Во-первых, государство — не продукт договора, а принадлежит к тому, что существует по природе, то есть является естественным продуктом развития семейных и племенных форм единства. Во-вторых, Аристотель утверждает, что живущий вне государства человек не является нравственным существом. Он определяет человека как члена общества, который имеет природные потребности, а также обладает способностью к речи и мышлению, которые, как отмечает Аристотель, «создают основу государства». Отсюда нет никакого противоречия в том, что государство и человек, с одной стороны, возникают по природным причинам, а с другой стороны, раскрываются в этическом и политическом измерениях. Только в государстве человек может удовлетворить свои естественные потребности и рассчитывать на достижение высшей цели — Блага. Он является более совершенным политическим существом, чем животное, так как его цели более значительны. Они уже не исчерпываются самосохранением, а ориентированы на этические ценности. Так человеческая природа формируется, преобразуется и совершенствуется в полисе.
При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).
«Человек, нашедший свое завершение в государстве, — совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире»[13].
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
Ø внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
Ø дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
Ø выделил 10 философских категорий;
Ø дал определение бытия через категории;
Ø определил сущность материи;
Ø выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;
Ø внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения);
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1193;