Что открыл Художественный театр в драматургии Чехова?

 

Принято говорить о том, что у Чехова в пьесах тонкий подтекст, хорошо разработан второй план. Но эти особенности мы встречаем и у Тургенева. Чехов же развивает эту блестящую традицию. Его новаторство в другом: он дальше всех пошел в обобщении; его герои неотрывны от условий, в которых живут. Здесь материальная среда, быт – главное действующее лицо. Именно с ним борются герои. Три сестры борются не с Наташей, а с этим бытом, с этим укладом, с этой жизнью, с этой обыденщиной. Они его не побеждают, но они ему противостоят.

Материальная среда обитания потому так важна, что она создает необходимую атмосферу, настроение, рождает «подводное течение», без которых Чехова невозможно ни понять, ни поставить на сцене.

Пьесы Чехова интеллектуальны.

Эстетика интеллектуализма предполагает отсутствие значительных внешних событий на сцене; они обычно происходят за пределами пьесы. А персонажи могут их так или иначе обсуждать.

Интеллектуальная драма в ее классическом виде не предполагает психологической обоснованности поступков героев. Выбор поступков героев есть выбор мировоззренческий, интеллектуальный, а не психологический.

Чеховские герои решают вопрос о том, как жить. Их поступки носят психологический характер.

Нина Заречная, Треплев, Ольга, Маша, Ирина, дядя Ваня, Соня, Иванов – все они хотят счастья, но не того, которое измеряется материальными благами, а нечто большего. Они ищут то, что ищет сам Чехов. Что такое – счастье? В чем смысл жизни? Над этими вопросами бился и сам Чехов, искал ответа. Этими же вопросами мучаются и его герои.

Московский Художественный театр открыл в драмах Чехова одну большую тему, объединяющую все его пьесы, – это стремление его героев к счастью, к полноценной жизни, в которой будет востребовано духовное богатство человеческой личности. Трагедия этих героев, что они не находят такого счастья, но они всеми силами стремятся к нему.

 

Пьесы Чехова – как симфонии: четыре акта – это четыре части симфонии.

Пьесы Чехова – как романы. Например, «Три сестры». Сколько здесь отдельных глав, отдельных сюжетов!

Ирина – Тузенбах – Соленый; Маша – Вершинин – Кулыгин; Андрей – Наташа – Протопопов; Чебутыкин – мать сестер. Всё это отдельные драмы, из которых можно создать пьесы.

Чехов мечтал о нравственной высоте духа человеческого – это, по существу несбыточно. Не сбылось и то, о чем мечтали чеховские герои: человек не стал духовно богатым, нравственно чистым, утонченным в своих чувствах, а люди, обладающие этими качествами, по-прежнему мало заметны и мало востребованы обществом. Но мечты об этом все равно прекрасны.

Конфликт в пьесах Чехова очень острый. Он не означает, что кто-то с кем-то борется. Здесь конфликт проходит внутри каждого героя (герой и среда).

Чехов оптимист: он верит, что человек способен противостоять среде. Чайка – бескомпромиссная птица, она погибнет, но не изменит себе. Поэтому Нина Заречная, как чайка. Она одерживает духовную победу. Она чиста, она верит в жизнь. Именно такой ее играла В. Комиссаржевская в Александринском театре. Так она была трактована и в Художественном театре.

Однако поговорим о драматургии Чехова поподробнее, раскроем тему Чехов и театр.

Перу Чехова принадлежит более двадцати пьес, по своей форме распадающихся на две группы: драматические миниатюры и пьесы большой драматургической формы.

Цикл миниатюр связан с его деятельностью в области малых литературных форм вообще. Это шутки, пародии, жанровые сценки, сценки-монологи и т.д. Они разнообразны по своему содержанию. Чехов дает картины и бесправия крестьян, и издевательств над «маленьким человеком», и помещичьих нравов и т.п. Уже в этих одноактных пьесах проявились отличительные черты его драматургии – наличие подтекста.

Произведениями большой драматургической формы являются 7 пьес Чехова, из которых пять составили целую эпоху в русской литературе и театре. Это – «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». (В этом ряду отсутствуют «Леший» и Пьеса без названия («Платонов»).

Основная тема этих пьес – судьбы русской интеллигенции за четверть века: с 1880-х годов до кануна революции 1905 г.

Чехов прослеживает и растерянность русской интеллигенции, и ее общественную невостребованность, и ее слабость, неспособность выразить себя в обществе как социальную силу. В этих пьесах отражена социальная ситуация целой эпохи.

Чехов выступил как драматург в тот период, когда в искусстве сформировались такие эстетические стили, как натурализм и символизм. И в «Чайке» явно проступают приметы символизма (монолог Нины Заречной, и вся эстетическая позиция Треплева; неслучайно его играл Мейерхольд). Но несмотря на эту дань эпохе пьесы Чехова глубоко реалистичны. Создавая типические образы в типических обстоятельствах, он обращает внимание на эти обстоятельства, т.е. на среду обитания героев. Поэтому в его пьесах нет центральных героев, нет фабульной остроты, сюжетной занимательности. Попробуйте пересказать содержание пьес и убедитесь, что это невозможно.

Характер конфликта в пьесах Чехова тоже особый: тут нет противоборствующих группировок. Конфликт происходит каждого персонажа и его можно сформулировать так: герой и среда.

Логика развития действия в пьесах Чехова безупречна («Если в первом акте повесили на стене пистолет, то в последнем он должен выстрелить, иначе не вешайте»).

Чехов отказывается от всех театральных шаблонов, театральных эффектов. Он выдвигает новые средства выразительности:

· Внешнюю логику сценического действия Чехов заменяет его внутренней психологической обусловленностью, внешнюю мотивировку поступков персонажа – закономерностью его душевной жизни. У каждого персонажа – свой психологический лейтмотив, которым определяется внешняя выразительность его поведения.

· Пьеса строится как ансамбль ролей, при котором каждая имеет свой смысл и значение только в сочетании с другими. Эта особенность драм Чехова и позволяет сравнивать их с симфониями.

· Наряду со сценическим действием у Чехова развивается внесценическое, значительно пополняющее биографию его героев и расширяющее масштабы его пьес далеко за рамки данного сюжета.

· Важно, к а к говорят герои Чехова. Чехов почти не использует монологи (в одной из пьес Чехов заменил большой монолог героя о горестях его семейной жизни одной фразой: «Жена есть жена»).

· В диалогах Чехов предпочитает прямому тексту второй план скрытого подтекста, рождающего какие-то недомолвки, паузы, якобы случайные реплики.

· Тем же целям служат импрессионистские приемы передачи общего настроения, общего впечатления через частности и детали, которые, на первый взгляд, казалось бы, не имеют непосредственного отношения к идее пьесы.

Бытовая деталь важна в интересах целого. Короткие замечания Чехова актерам раскрывают это. (Например, Станиславскому, игравшему Тригорина в «Чайке», Чехов подбрасывает: «Надо дырявые башмаки и брюки в клеточку». Эти детали точно определяли социальный статус персонажа и его притязания.).

Императорская сцена не сумела воспринять всей художественной системы драматургии Чехова не только в силу своей косности и рутины. Покоившаяся на принципах актерского амплуа, она даже в лучших своих реалистических достижениях могла воспроизводить только отдельные типические характеры. Понадобился театр новых художественных принципов, каким явился МХТ, основанный, по выражению К.С. Станиславского, на «заветах Щепкина и новаторстве Чехова», театр, сумевший найти идентичную драматургии сценическую форму, театр, в котором организующая воля режиссера-постановщика раскрывает на сцене те типические обстоятельства, в которых живут и действуют чеховские персонажи.

 








Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 951;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.