Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
1) Общие замечания:
а) В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято
выделять следующие основные направления:
гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское;
реформационное; политическое; социалистически -
утопическое.
б) Последние три течения принято объединять под общим
названием «социально-политические направления».
Предметом их исследования являлись проблемы общества,
государства и Церкви. Более подробно они описаны в
вопросе «Социально-политическая философия эпохи
Возрождения».
2) Гуманизм.
а) Исторические рамки и черты:
- Гуманизм как философское (антропоцентрическое)
направление получил распространение в Европе в XIV -
середине XV вв. Его центром была Италия;
- к основным чертам гуманизма относились:
антицерковная и антисхоластическая направленность;
- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать
самоценность человека;
б) опредление:антропоцентризм - особое внимание к
человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
жизнеутверждающий характер и оптимизм.
в) сущность:По своему жанру гуманистическая философия
сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в
художественной форме. Наиболее известные философы-
гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде
всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Ло-
ренцо Балла.
г) предстваители:
Данте Алигьери (1265- 1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: воспеваетхристианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовкичеловека исключительно как божественного создания; признаетза человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; веритв счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.
Д.).
- Франческо Петрарка (1304 - 1374) -автор «Книги
песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи: человеческая жизньдается
один раз и уникальна; человек долженжить не для Бога, а для самого себя; человеческая личностьдолжна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежитсвобода выбора и право выражать себя в
соответствии с этим; человекможет добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни,скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в
памяти людей; человек не долженприносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; внешнийоблик и внутренниймир человека прекрасны.
- Лоренцо Балла (1507- 1557), автор трактата «О
наслаждении как.об истинном благе»: ниспровергалцерковные авторитеты; критиковалсхоластику за искусственность, надуманность и неистинность; в центр мирозданияставил человека; верилв возможности
человека и его разум; отвергаласкетизм и самоотрешение; призывалк активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; был сторонникомравенства мужчины и женщины; высшим благомсчитал
наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов, человека.
3) Неоплатонизм.
а) определение:Неоплатонизм - идеалистическое направление
в философии, которое ставило своей целью строгую
систематизацию учения Платона, устранение из него
противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета
неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
б) теоретические идеи неоплатонизма:
- противопоставлялисложившейся и чрезмерно
систематизированной схоластической философии новую
. философскую систему, основанную на идеях Платона;
- предложилиновую картину мира, в которой уменьшалась
роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
- не отрицалибожественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
- призывалик переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
в) представители неоплатонизма:
- Джованни Пикоделла Мирандола (1463 - 1494) -
попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы: возвысить человекаи
отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); признать за человекомполную свободу выбора; объединитьвсе философские учения и найти «золотую середину» путем
их согласования.
Николай Кузанский (1401 - 1464)был
священнослужителем, богословом, однако: придерживался новаторскихдля своего времени философских взглядов: дал новую трактовкубытия и познания, согласно которой: не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же); «единое»(Бог) и «бесконечное»(Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности); а поскольку Бог и Его творение совпадают,то совпадают минимум и максимум; исходя из этого,Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совладают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); едины идея и материя; реально существует(поглощая все остальное) актуальная бесконечность; Вселенная бесконечна,не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; Вселенная- это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный(мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире); бесконечностьсама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); бесконечность Вселенной,окружающего мира приводит к бесконечности познания; невозможно достичьабсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, по не истинному знанию («ученому незнанию»- термин Николая Кузанского).
Nb:Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и
богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению
окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 665;