Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
а) определение: Философия эпохи Возрождения- это
совокупность философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., объединенных
антицерковными и антисхоластическими направлениями;
б) их цель:устремленность к человеку, вера в его великий
физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и
оптимистический характер;
в) предпосылки возникновения философии и культуры
эпохи Возрождения:
- совершенствование орудий труда и производственных
отношений;
- кризис феодализма;
- развитие ремесла и торговли;
- усиление городов, превращение их в торгово-
ремесленные, военные, культурные и политические
центры, независимые от феодалов и Церкви;
- укрепление, централизация европейских государств,
усиление светской власти;
- появление первых парламентов;
- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической
(церковной) философии; повышение уровня образованности в Европе в целом;
- великие географические открытия (Колумба, Васко да
Гамы, Магеллана);
- научно-технические открытия (изобретение пороха,
огнестрельного оружия, станков, доменных печей,
микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в
области медицины и астрономии, иные научно-
технические достижения).
2) Основные направления философии эпохи Возрождения.
а) основные направления:гуманистическое,
неоплатоническое, натурфилософское, реформационное,
политическое, утопическо-социалистическое;
б) характеристика направлений:
- гуманистическое,(XIV - XV вв., представители: Данте
Алигьери, Фран-ческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) -
в центр внимания ставило человека, воспевало его
достоинство, величие и могущество, иронизировало над
догматами Церкви;
- неоплатоническое(сер. XV - XVI вв'.), представители
которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола,
Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались
познать природу, Космос и человека с точки зрения
идеализма;
- натурфилософское(XVI - нач. XVII вв.), к которому
принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно,
Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд
положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и
основах мироздания, опираясь на астрономические и
научные открытия;
- реформационное(XVI - XVII вв.), представители
которого - Мартин Лютер, Томас Мопцер, Жан Кальвин,
Джон Усснлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились
коренным образом пересмотреть церковную идеологию
и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое(XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV - XVIIвв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) -искало идеально-фантастическиеформы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 614;