Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.
а) Фома Аквинский исследует проблему бытияне только Бога,
но и всего сущего.
б) В связи с этим он:
- разделяет:сущность (эссенцию) и существование
(экзистенцию).
- Nb: Их разделение - одна из ключевых идей католичества. подразумеваетв качестве сущности (эссенции) «чистую
идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт,
назначения, которые существуют в разуме Бога
(Божественный замысел);
- подразумеваетв качестве существования (экзистенции) сам
факт бытия веши;
считает,что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
- доказывает,что бытие и благо обратимы, то есть Бог,
давший сущности существование, может данную сущность
существования и лишить, следовательно, окружающий мир
бренен и непостоянен;
- сущность и существование единытолько в Боге,
следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен,
всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних
факторов;
- исходя из данных посылок,согласно, Фоме: все состоит
из материи и формы (идеи);
- суть любой вещи- единство формы и материи;
- форма (идея) является определяющим началом/аматерия
есть лишь вместилище различных форм;
- форма (идея) есть одновременно цельвозникновения
вещи;
- идея (форма) любой вещи троична:существует в
Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти)
человека.
4. Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
- откровение и разум (вера и знание)- не одно и то же (как
считал Августин Блаженный), а различные понятия;
- вера и разумодновременно участвуют в процессе познания;
вера и разумдают истинное знание;
если человеческий разум противоречит вере,то он дает
неистинное знание;
- все в мире делитсяна то, что можно познать рационально
(разумом), и то, что разумом непознаваемо;
- разумом можно познатьфакт существования Бога, единство
Бога, бессмертие человеческой души и др.;
- не поддаются рациональному (разумному) познанию
проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность
Бога, а следовательно, могут быть познаны через
Божественное откровение;
- философия и теология -разные науки;
- философия может объяснитьтолько то, что познаваемо разумом;
- все остальное(божественное откровение) может познать
только теология.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 890;