Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.
а) Суть проблемы;средневековая теологическая философия
(в отличие от античной) практически не противопоставляет
материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то,
что древнегреческие философы (например, Аристотель)
считали единой сущностью - бытием, теологическая философия
разделяет на: бытие (существование) - экзистенцию; сущность
- эссенцию.
- Экзистенция(бытие, существование) показывает, есть ли
вещь вообще (то есть существует или не существует).
- Эссенция(сущность) характеризует вещь: Что такое вещь?
Какая вещь? Для чего она существует?
б) Античные философы видели сущность(признаки) и
существование(факт бытия) в неразрывном единстве, как
единую сущность - бытие:
- согласно теологической философии сущность (признаки)
может иметь место и без бытия (без существования);
- чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки)
должна быть сотворена Богом.
Nb: Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.
- существование (бытие) может быть познано чувственными
ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом;
- только в Боге сущность и существование совпадают.
5. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.а) Определение: схоластика- господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись:оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
NЬ: Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы.
Схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия - служанка богословия»).
- Для схоластики характерновосприятие Библии как
жесткого нормативного текста, абсолютной истины.
- Схоласты подразделяли знание на два вида:
сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что
имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);
естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то
есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии,
как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели
многочисленные споры, написали сотни философских
томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога,
спрятанные за строчками Библии.
Nb: Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость
понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формальнологическая сторона религиозного учения.
б) В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления.
- Реализм - направление теологической философии,
сторонники которого считали подлинно существующими (т.с
подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие -
универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона
о «чистых идеях»^, воплощением которых являются реальные
вещи). Видными представителямиреализма были
Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
- Номинализм(от лат. потен - имена) - направление
теологической философии,сторонники которого считали
реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то
время как общие понятия (универсалии) воспринимали как
имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению
Аристотеля,отвергавшего «чистые идеи» и считавшего
реально существующими «индивидуумы» - определяемые
материальные вещи). Согласно номиналистам
универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи
познаются чувственным опытом. К числу номиналистов
принадлежалиРосцелии, Пьер Абеляр, Дуне Скот.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 957;