Философское моделирование
Философское исследование мира основано не только на результатах эмпирических наблюдений и умозрительных конструкциях, но прежде всего – на субъективных ощущениях мудреца, его интеллектуальных прозрениях, глубине индивидуальных интуиций. От особенностей «узора» его мировосприятия зависит индивидуальность философского моделирования. Инструментами для такого моделирования выступают:
- категории (понятия),
- методы и способы,
- принципы,
- концепции,
- устойчивые структуры мышления, такие как логика, обобщения, объяснения, архетипические бессознательные образы.
Можно говорить об авторской модели интерпретации текстов или реальных ситуаций. Проектный стиль мышления подразумевает развитие способности к формированию «интеллектуальной модели» решения конкретных вопросов и проблем. В бизнесе распространен «мозговой штурм» как способ эвристического творческого поиска решения. Этот процесс представляет собой деятельность коллективного разума в состоянии повышенной активности, стимулируемой общим коллективным интересом и принятыми в корпорации ценностями. Философское моделирование – это индивидуальное интеллектуальное созерцание «глубин», «смыслов», «сущего». Философская модель – это всегда «авторская» модель, авторский проект, представленный «на суд» времени. При изучении курса философии студенты также учатся философскому моделированию, авторскому решению той или иной проблемы, а также формируют такие мыслительные компетенции как
- конкретность и четкость изложения своих мыслей;
- осознанная преемственность философских традиций;
- актуальность, важность, острота поставленных вопросов;
- понимание и учет особенностей исторического момента.
Философское мировоззрение современного Запада и Востокапитается древними традициями, которые формировались на основе различных культурно-исторических, экономических и социально-политических процессов. Западные города развивались как хозяйственно-экономические центры, в социальных отношениях формировались принципы индивидуализма и частного права. Уже в средневековье, в христианстве появляется идея господства над природой, ибо Бог заповедовал человеку плодиться и владычествовать над рыбами, птицами и всяким скотом. В 17 в. в европейском мировоззрении формируется приоритет науки и стремление к расширению власти над окружающей средой. Восточное мировоззрение основано на стремлении к гармонии с природой, «вчувствования» в ритмы природы, приоритете общинных, коллективных ценностей над индивидуальными. Восточные города создавались как военно-административные центры, которые формировали стремление к единству, строгому соблюдению порядка, служению общему делу. В культуре Японии и Китая преобладали этические вопросы. Единство и гармония в отношениях между правителем и подданными – основная идея конфуцианства.
В западном мировоззрении преобладал аналитический подход к миру и познанию, стремление разложить целое на отдельные части. Это развивало эмпирическую и экспериментальную науку, в восточном мировоззрении доминировало стремление сохранить гармонию Целого (даже лечение человека состояло в лечении целостного организма, а не отдельного органа). Восточный человек не представлял себя господином природы, а только её частью и поэтому стремился к гармонии с ней.
Европейское мышление трактует «понимание» как описание результата, восточное «понимание» – это чувственное и даже сверхчувственное вживание в мир, слияние с ним, ощущение сопричастности космосу. Познание в восточном мировоззрении – это нравственное совершенствование.
В культуре русского (российского) народа на протяжении многих веков осуществлялся мировоззренческий синтез «западного» и «восточного». Взаимопроникновение, интеграция культур в современном мире создают новые возможности для решения экономических, социальных и политических проблем. Проблему соотношения Запада и Востока поднимает в своих сочинениях Н. Бердяев.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 961;