Религиозное мировоззрение. Мировоззренческое значение мировых религий. Признаки религиозного мышления. Вера.
Религиозное мировоззрение –это проявление обыденного мышления на основе синтеза мифологического и религиозного; основано на вере в трансцендентного бога, оно складывалось в процессе эволюции древних языческих цивилизаций. Если язычество представляет собой многобожие (политеизм), то религия представляет веру в одного бога, (однобожие или монотеизм).
Самая древняя мировая религия – буддизм, возникает в VI веке до н.э. в Индии. Её основателем является сын царя Сиддхартха Гаутама, ставший «просветленным» или Буддой. Буддизм учит человека «просветлению», обретению высшего космического сознания. С этой целью используются разнообразные приемы медитации, технологии духовных практик, расширяющие познавательные способности человека за счет освоения «трансовых» состояний, изменений биоритмов человека и каналов связей с космосом.
Вторая по времени возникновения мировая религия – христианство, возникает в I веке новой эры в Палестине. Её основателем является Иисус Христос, сын божий, воплотившийся в человеке, призванный Богом Отцом указать людям путь к «спасению». Спасение от греха (или возвращение к Богу) означает восстановление первоначальной природы человека, дарованной ему в раю в виде сверхъестественных (божественных) чувств и знаний. После грехопадения Бог спасает человека с помощью Благодати – особенного качества воззрения на мир.
Третья мировая религия – ислам, мусульманство, возникает в VI веке нашей эры в Аравии. Её основателем является бедный человек и сирота Мухаммед, ставший впоследствии проповедником и воинственным вождем арабов. Ислам ориентирует людей на объединение в общины, строгое соблюдение установленных порядков и покорность богу Аллаху.
Все мировые религии характеризуют бога как высшую Мудрость и Гармонию, Свет и Любовь, Правду и Справедливость, Добро и Спасение. Светлая дорога к Богу только одна, нельзя выбирать окольные, дьявольские дорожки (по которым могли идти язычники – многобожники, трансформирующие себя в сверхъестественные сущности). В мировых религиях утверждается равенство всех людей перед богом и необходимость раскрытия в человеке божественного потенциала.
Признаки религиозного мышления:
- моральные (нравственные), гуманистические правила и предписания для поведения верующего;
- вера в Бога, который понимается как трансцендентный, сверхъестественный Мировой разум, Гармония и вселенская Любовь;
- синкретизм, погруженность в религиозную картину мира означает отделение естественного и греховного от сверхъестественного и божественного, человек стремится жить в постоянном мысленном диалоге с Богом, постижении языка Бога, в строгом следовании предписаниям религии,
- символизм (смысловые, графические, цветовые, звуковые и др. символы, которые раскрывают смысл божественного), с помощью молитвы и медитации человек учится общаться с Богом, понимать его «знаки» и «знамения»,
- контакт со сверхъестественным как важное условие спасения, исцеления, прозрения,
- однобожие (монотеизм), единый Бог воплощает единство всех его проявлений (трех ликов христианского бога – Отца, Сына и Святого Духа).
Вера– это внутреннее состояние духовности человека, его психическая способность (или установка), основанная на интуиции (или разуме), с помощью которой человек получает способность к концентрации своих чувств и внимания на конкретном предмете веры (Боге, человеке, гипотезе). Вера – это измененное состояние сознания, с одной стороны, она помогает раскрыть в человеке скрытые возможности и способности, а с другой стороны, способствует догматизации сознания (или потере его гибкости, критичности, способности к сравнению и исследованию, признанию противоположного мнения). В теологии (богословии) возможны три варианта трактовки веры. Первый – «верую, чтобы понимать», здесь вера – это условие и аксиома для разума; второй – «понимаю, чтобы веровать», здесь вера обосновывается философски, рационально и этим укореняется в человеке; третий – «верую, ибо нелепо» все то, что исходит от разума, здесь вера и разум несовместимы.
Мифологическое и религиозное сознание обращено не к критическому, сомневающемуся сознанию, а к «измененным состояниям сознания», сверхспособностям, «трансу», «вере» или «божественной благодати», поэтому проявляется не у всякого, а только верующего человека.
Определение магии и мистики играет важную роль в раскрытии религиозного содержания мышления. На этот факт обратил внимание русский экзистенциалист Н. Бердяев в сочинении «Философия свободного духа». Он писал, что «…Мистика есть глубина и вершина духовной жизни, есть особого рода качествование духовной жизни. Мистика интимно-сокровенна, но не индивидуалистична… Мистика имеет природу духовную, магия же - природу натуралистическую. Мистика есть общение с Богом, магия же есть общение с духами природы, с элементарными силами природы. Мистика есть сфера свободы, магия же есть сфера необходимости. Мистика отрешенна и созерцательна, магия же активна и завоевательна. Магия учит о скрытых силах природы человека и мира, но никогда не углубляется до божественной основы мира. Мистический опыт и есть духовное освобождение от магии природного мира… Мистикой может быть названа лишь глубина и высота духовной жизни. На этой глубине и на этой высоте человек прикасается к последней тайне. Мистика предполагает тайну, т. е. неисчерпаемую, невыразимую, бездонную глубину. Но она также предполагает возможность живого прикосновения к этой тайне, жизнь с ней и в ней… В чем сущность мистики? Мистика есть преодоление тварности. Это есть самое глубокое и самое существенное определение природы мистики». (http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1927_23_07.html).
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 2427;