В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.
- Абсолютная идея -это: единственно существующая
подлинная реальность; первопричина всего окружающего
мира, его предметов и явлений; Мировой дух,
обладающий самосознанием и способностью творить:
Следующим ключевым онтологическим понятием
философии Гегеля являетсяотчуждение.
Nb: Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного,
отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы;
человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова ксамому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение -окружающий мир и человек -мышление и деятельность человека -реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека -возвращение Абсолютного духа к самому себе. в) Само отчуждение включает в себя:
- творение материи из воздуха;
- сложные отношения между объектом (окружающим
миром) и субъектом (человеком) - через человеческую
деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
- искажение, неправильное понимание человеком
окружающего мира.
Nb: Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.
Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа. Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
3) Диалектика - основополагающее философское открытие Гегеля.
а) Определение: Историческая заслуга Гегеля перед
философией заключается в том, что им впервые было четко
сформулировано понятие диалектики.Диалектика, по
Гегелю, - основополагающий закон развития и
существования Мирового духа и сотворенного им
окружающего мира,
б) Смысл диалектики в том,что:
- все - Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы
и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе
противоположные начала (например, день и ночь, тепло
и холод, молодость и старость, богатство и бедность,
черное и белое, война и мир и т. д.);
- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа)
находятся в противоречии по отношению друг к другу,
но, одновременно, едины по своей сути и
взаимодействуют;
- единство и борьба противоположностей - основа развития
и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
в) Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
- существует Определенный тезис (утверждение, форма
бытия);
- данному тезису всегда находится антитезис - его
противоположность;
- в результате взаимодействия двух противоположных
тезисов получается синтез - новое утверждение, которое,
в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком
уровне развития;
- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз
в результате синтеза противоположных тезисов
образуется тезис все более и более высокого уровня,
Nb:В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис -»»небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез -«становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.
- По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно
противоречия являются движущей силой прогресса. Без
наличия противоречий, их единства и борьбы развитие
невозможно.
4) Философия природы, философиядуха и философия
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1098;