Общее понятие и периодизация философии И. Канта, его основные произведения.
а) Основоположником немецкого классического идеализма
считается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий
(прусский) философ, профессор Кенигсберского
университета.
б) Все творчество И. Канта можно разделить на два
больших периода:
- докритический(до начала 70-х гг. XVIII в.);
- критический(начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
в) Суть вопроса:
- В течение докритического периода философский
интерес И, Канта был направлен на проблемы
естествознания и природы.
- В более поздний, критический период интерес Канта
сместился на вопросы деятельности разума, познания,
механизма познания, границ познания, логики, этики,
социальной философии.
Nb»: Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критике, способности суждения».
2) Естественно-научная философия Канта докритического периода.
а) Основные идеи:Важнейшими проблемами философских
исследований Канта докритического периода были
проблемы бытия, природы, естествознания.
б) Новаторство Канта:он был одним из первых философов,
который, рассматривая данные проблемы, большое
внимание уделил проблеме развития. Философские
выводы Канта были революционными для его эпохи:
- Солнечная система возникла из большого
первоначального облака разреженных в космосе частиц
материи в результате вращения данного облака, которое
стало возможным благодаря движению и взаимодействию
(притяжению, отталкиванию, столкновению)
составлявших его частиц;
- природа имеет свою историю во времени (начало и конец),
а не вечна и неизменна;
- природа находится в постоянном изменении и развитии;
- движение и покой относительны;
- все живое на земле, в том числе и человек, - результат
естественной биологической эволюции.
в) В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток
мировоззрения того времени:
- механические законы изначально не заложены в материи,
а имеют свою внешнюю причину;
- данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.
Nb: Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
3) Гносеология (учение о познании) Канта. Открытие границ познавательной способности человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание, «вещь в себе».
а) В основефилософских исследований Канта критического
периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит
проблема познания.В своей книге «Критика чистого
разума»Кант отстаивает идею агностицизма
невозможности познания окружающей действительности.
б) Суть идеи:Большинство философов до Канта видело в
качестве главной причины трудностей познания именно
объект познавательной деятельности -бытие, окружающий
мир, который содержит в себе множество неразгаданных на
протяжении тысячелетий тайн.
- Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной
трудностей при познании является не окружающая
действительность - объект, а субъект познавательной
деятельности - человек, а точнее, его разум.
- Познавательные возможности (способности)
человеческого разума ограничены (то есть разум не
может всего). Как только разум человека.со своим
арсеналом познавательных средств пытается выйти за
собственные рамки (возможности) познания, он
наталкивается на неразрешимые противоречия.
в) Противоречия Канта:Данные неразрешимые
противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре,
Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА:"Мир имеет начало во времени. Мир не имеет начала во времени и ограничен в пространстве и безграничен".
- Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ:
"Существуют только простые элементы. В мире нет
ничего простого и то, что состоит из простых". Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ:
"Существует не только причинность.Свободы не существует. Все в мире по законам природы, но и свобода совершается в силу строгой причинности по законам природы".
- Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА:"Есть Бог -
безусловно необходимое. Бога нет. Нет никакого
абсолютного существа, причины всего сущего,
необходимого существа - причины всего сущего".
Nb: С помощью разума можно логическидоказать, одновременно оба
противоположных положения антиномий -разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границпознавательных способностей разума. Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат
познавательной деятельности и выделяет три понятия,
характеризующих знание:апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе».
г) Определение: Апостериорное знание- то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.
Например,человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.
- Априорное знание- доопытное, то есть то, которое
существует в разуме изначально и нетребует никакого
опытного доказательства.
Пример 1:«Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее.
Пример2: Нельзя встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно,обладает качествами всеобщности и необходимости.
Nb Теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение.
- «Вещь всебе» - одно из центральных понятий всей
философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя
сущность веши, которая никогдане будет познана
разумом.
4) Стадии познавательного процесса.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 925;