Об ответственности критики

Но вот наступает время, когда несколько стилей могут сосуществовать: барокко рядом с классицизмом, а дальше идут уже не только общие стили, но появляются и стили индивидуальные. Это не упадок. Это развитие и усложнение искусства.

Реализм — стиль, наиболее приближенный к пониманию действительности, — развивает в себе с особенной интенсивностью и индивидуальное авторское начало. Искусство в эпоху реализма не сбрасывает с себя традиций, но овладевает ими. Вместо подчинения традициям оно подчиняет их себе. Если в фольклоре стиль и традиции творят искусство, то теперь наступает время, когда творцы творят произведения искусства и творят традиции.

Власть индивидуальности творца — это великая власть, но и опасная, ибо рядом с гениями и талантами появляются безличные претензии на места гениев и талантов, появляются псевдотворцы, псевдостили, псевдопроизведения искусства. Об опасности такого явления много пи­салось.

Но как разглядеть эту опасность?

Для того чтобы отделить драгоценные зерна пшеницы от вредных плевел, безвкусных и пошлых претензий, необходимо напряжение эстетической мысли, эстетического восприятия. Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей. Но можно ли требовать от всех этой «великости»?

Великие читатели, слушатели, зрители — есть. Это критики — литературоведы, музыковеды, искусствоведы.

Поразительно и, как видим, глубоко не случайно, что развитию реализма, широко допускающего индивидуальные стили, индивидуальную инициативу в создании собственных стилей, сопутствует развитие критики. Критика возникает тогда, когда с широчайшей творческой свободой творца появляется одновременно и опасность творческого произвола, когда различные «измы», к добру или к худу, заполняют собой творческое поле эпохи.

Критика — регулятор искусства. Без нее невозможно освобождение искусства от лжеискусства.

Единый стиль народного искусства держал его в узде и не допускал промахов. Но это же единство свидетельствовало и о недостаточной гибкости эстетического сознания. Воспринимая произведение искусства, человек не мог легко переключаться с одного стиля на другой. Легкость же, с которой эстетическое сознание нового времени воспринимает индивидуальные стилевые особенности, национальное своеобразие в стиле, — свидетельство прогресса в искусстве. Это величайшее достижение многовекового развития художественного творчества. Но одновременно как просто стало обмануться, приняв за серьезное нечто незначительное или даже фальшивое!

Современная массовость, где смешиваются многие индивидуальности, творческие и нетворческие, требует постоянного контроля критики. Но и сама критика подчиняется контролю саморегулировки, иначе и она идет по ложному следу — либо по следу ложного новаторства, либо по следу огульного отрицания всего нового только потому, что оно новое.

Да, сегодня на критике лежит особая ответственность. Именно она должна помочь человеку отличить подлинное в искусстве от ложного, отличить псевдоискусство от искусства истинно народного, отличить подделку от оригинала.

В напоминании этой важнейшей задачи критики я вижу главный смысл дискуссии о народности и массовости культуры. Дискуссии очень своевременной и нужной.

(Литературная газета. 1982. 15 декабря. № 50. С.4.)








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 665;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.