ПУТИ КУЛЬТУРЫ

Понятие "культура" отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие "наука", "искусство", "быт"; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда соорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего "Я"; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше "Я", единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то "Я".

"Я" культуры в себе мы не знаем; под "Я" разумеем обычно собрание чувственно-эгоистических импульсов нашей природы или абстрактное представление о "субъекте"; но проблемы "субъекта", "объекта" слагаются лишь в процессе сложения личности из примитивного коллектива, где нет еще личного "Я", а есть "Я" родовое; противоположение личности ("субъекта") обществу как носителю "объективных" начал культуры — субъективно; в обычном развитии субъективной культуры принимает участие сфера искусства; наука стоит же на страже критериев объективности.

Культура, непосредственно связанная с "Я" (с субъектом, а не! объектом), там зрела, где наука и искусство начинают призывать друг друга; так: культура — в Гете, в Леонардо да Винчи; и нет ее в субъективациях крайнего импрессионизма или в объективациях науки: в техническом строительстве промышленной жизни. Еще мы не созрели до умения пронизать нашу науку "стилем" высокой художественности; мы или фантазеры, или инженеры жизни, а не демиурги творимой действительности; к чистой культуре мы еще только подходим; она еще, в процессе становления; и оттого-то неопределима она в технических понятиях современной науки, разлагающей организм в ряды, механизмов; между тем культура организует, связывает, восстанавливает, интегрирует: самое понятие о ней еще не интегрировано в нас.

Но история становления "культуры" в положенном смысле рисует красноречивую линию образованья себя в "культурах" отживших эпох и народов, где культура в намечаемом смысле находится в зародышевом состоянии.

Первый этап зародышевой жизни культуры — теогонический процесс; теогонии Китая, Индии, Персии, Иудеи, Египта рисуют нам историю высвобождения из рода, быта, народа — сперва личности, потом "Я" личности и, наконец: соединение "Я" личности с "Я" Коллектива; Коллектива; и — далее: Космоса.

<…> Всемирно-исторический смысл культуры в органическом сочетании коллектива и личности, а не в смешениях того и другого; сочетание "субъективного" с "объективным" переходит в "слиянье" лишь в подлинном осознании "Я"; самосознания "Я" еще нет в нашей жизни; он в уразумении, что "Я" есть точка пересечения мира и личности, человека и Бога, коллектива и индивидуума.

Борьба экономического материализма с идеализированным фетишизмом ("Человеком" с большой буквы) с материальным идолом, надевшим маску идеала; те и другие подменяют понятие "идеал" понятием "капитал"; одни, обобществляя капитал, не видят, что обобществляют "идеал", другие, спасая "идеал", спасают собственный "капитал", одни под "духом" разумеют материю; другие — под "материей разумеют дух".

Материя уничтожена современной наукой, а "дух" выдохся, сморщился до "апперцепции" Канта; пора выбросить этот "дух" субъективного "Я" и понять, что материальные пункты суть центры сознаний, что мир, что природа — живой, социальный организм, что "Я", наше "Я", — организуя множества сознаний; и одновременно — атом тела Индивидуума Вселенной (личность, свободно вышедшая из своих границ, индивидуализируется в коллективе, а коллектив организуется в личностях, а не где-то между ними).

Раз в истории "Я" поднимало свой подлинный голос; и это было "Я" Христа; христианство -— религия самосознающего "'Я" — противопоставлено как всем культам, так и всей "некулътурице" современного буржуазно-атеистического строя; но в истории христианства мы видим лишь "мимикри" дохристианских культур; история христианства — история детских болезней; борьба с христианством есть борьба одной половины нехристиан с другой половиною; для каждой — другая половина есть роковое "а11ег еgо".

Культура есть христианство: христианство — религия самосознающего "Я". Таков взгляд на культуру Антропософии: культура есть Антроподицея, сочетающая Теодицею с Космодицеей. В уразумении этого — пути культуры.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 725;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.