Лекция 1. ИСКУССТВО КАК ЯВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ИНТЕГРАЦИЯ ЭСТЕТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

В культурологии искусство рассматривается как феномен культуры в различных значениях: гносеологическое рассмотрение предполагает такие виды искусства как живопись, театр, архитектуру и т.д.; в социологическом разрезе художественное произведение представлено не только автором, но и всем процессом социального функционирования; также искусство рассматривается и как целостная система форм общественного сознания, отсюда и стремление к целостному восприятию мира, к формированию целостной личности. Незримо присутствие искусства наблюдается почти во всех формах деятельности, например, вместе с наукой – познает мир, с педагогикой – воспитывает, с трудовой деятельностью – творит мир по законам красоты.

Существует около 400 видов искусства (Т. Манро), что объясняется расширительным толкованием этого термина. Слово «искусство» происходит от латинского ars, artis – ремесло, занятие, искусство, наука. Прибавляя к этому прилагательное, получаем конкретные виды занятий: artes liberals – свободные искусства, artes sordidae – ремесло, artes optimae – науки, artes disserendi – диалектика. В широком смысле искусство – это специализированное художественное творчество, это определенные умения и навыки, необходимые для изготовления его произведений, поэтому, искусство индивидуально неповторимо, это творческий процесс, основанный на принципе художественной интерпретации действительности.

Искусство в системе культуры выполняет уникальную роль, в нем, как в зеркале отражается вся культура. Поэтому как форма культуры искусство представляет один из способов существования содержания духовной культуры и способно регулировать жизнедеятельность людей по законам красоты, совершенства, возвышенности духовных ориентаций человека и т.д. Искусство – это всегда бросок в будущее, прорыв в то, что еще не осознано, но предощущается. В отличии от функциональной науки, выступающей в качестве средства, искусство – это деятельность, имеющая цель в самой себе. Дифференциация видов и жанров в истории искусства зависит от разнообразия и сложности духовной жизни человека (показателен в этом плане «серебряный век»). В связи с этим, О.А. Кривцун приходит к выводу, что «критерий “культурности” искусства не может сводиться только к мере его воздействия на процесс модификации познавательных способностей человека. Существенную сторону потребности общения с искусством всегда составляла потребность эмоционального насыщения, развлечения, возможность осуществить духовный эксперимент, компенсировать монотонность рутинного бытия…». [4]

Рассматривая вопрос о взаимосвязи общекультурного и художественного, О. Кривцун считает, что на каждом историческом этапе границы искусства шире понятия культуры в той мере, в какой художественно претворенные способы самоосуществления человека превосходят общепринятые нормы данной культурной эпохи.

Отличительной чертой искусства является его эстетическая природа. Эстетика – один из наиболее часто употребляемых терминов в повседневной жизни, был введен в середине XVIII в. немецким философом Александром Готлибом Баумгартеном (1714 – 1762 гг. ) и в переводе с греческого слова «aistheticos», означал «воспринимаемое чувствами ощущение». Согласно теории немецкого мыслителя, достигаемое в чувственном познании совершенство и есть прекрасное, а так как воплощение прекрасного является искусство, то эстетика рассматривалась как наука о прекрасном, наука о сущности и законах искусства. Категория прекрасного или красоты встала на одну ступень с понятиями истины и добра. В античном мире эти понятия были нераздельны, хотя Сократ, Платон, Аристотель предполагали, что возможно и несовпадение добра с красотой: Сократ подчинял красоту добру; Платон, соединяя эти два понятия, говорил о «духовной красоте»; Аристотель настаивал на нравственном воздействии искусства на людей.

В средние века искусство было подчинено религии, считалось чем-то священным, поэтому запрещалось его использование как источника только эстетического наслаждения. Искусство являлось инструментом веры и его главная задача – воспитание религиозных чувств. Но уже в эпоху Возрождения искусство вновь ориентируется на наслаждение и постижение прекрасного. Все другие эстетические категории (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.д.) имели смысл только в соотнесении с категорией прекрасного. Рассмотрим как эту категорию трактовали различные философы.

Эстетика французских просветителей XVIII в. внесла свои коррективы в развитие теории прекрасного. Так, Вольтер (1694 – 1778 гг. ) в эстетическом кодексе «Храм вкуса» пишет: «Ложный вкус есть порождение искусственности, между тем, как матерью истинного вкуса является сама природа», т.е. красота – естественное свойство самой природы. Дидро (1713 – 1784 гг. ) связывал красоту с нравственностью, эстетикус этикой. Понятиекрасоты уравнял с понятием добра, главное – духовный облик человека. Согласно Дидро, в природе прекрасное – естественное, в ремеслах – виртуозное, в нравах – моральное, в искусстве – правдивое. Телесная красота есть результат сочетания красоты формы, цвета и выражения. Прекрасное познается чувством, а не разумом.

Кантсчитал отношение человека к прекрасному чисто созерцательным, непрактичным. Различая полезное и прекрасное, он подчеркнул своеобразный характер эстетического интереса. Кант произвел дематериализацию прекрасного, отделил форму от содержания; например, зеленый цвет или звук скрипки принято считать прекрасным, но они лишь приятны, и только очищение от материального содержания цвета и звука, делают их прекрасными. По Канту «наслаждение в приятном» и «наслаждение в добром» соединены с интересом, в то время как наслаждение прекрасным, которое определяет суждение вкуса, свободно от всякого интереса.

По Шиллеру (1759 – 1805 гг. ), красота есть свобода (прекрасное согласно с законами: создает красоту свободное развитие явлений по присущим им законам). Основа красоты – простота (но не всякая простота есть красота) и свобода в явлении. Красота – естественное совершенство. То, что безобразно в природе, может быть прекрасно в искусстве, т.е. предмет не может стать прекрасным, а только его изображение.

Гете(1749 – 1832 гг. ) видел эстетическое начало в самой действительности. Искусство для него – «подражание природе», задача художника – «схватить и выразить смысл природы». «Подражать» природе для Гете означало «состязаться» с ней. Художественное творчество для него – это целеустремленная преобразующая деятельность, поэтому искусство – это проявление творческого человеческого духа и поэтому часть природы и вместе с тем искусства «поднимается» над природой, поскольку «в нем сведены воедино объекты, обычно рассеянные по миру, и даже все наиболее пошлое изображается в его подлинной значимости и достоинстве». Прекрасное, по Гете – это манифестация сокровенных сил природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми. «Говорят: художник, изучай природу. Но не так-то просто из низменного извлечь благородное, из уродливого – прекрасное».

Юрий Борев в своей «Эстетике» классифицирует прекрасное как самое широкое положительное значение (позитивная ценность) человека, то есть познаное, освоенное явление. Оно не содержит в себе ничего пугающего, отталкивающего: человек овладел им и по отношению к нему свободен».

Прекрасное в искусстве является доминантой – и именно оно, по словам Х. Ортега-и-Гассет, задает тон, является положительной общечеловеческой ценностью.

Великий Г.Гейне гениально произнес –








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1069;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.