КРАТКИЙ ОБЗОР
Лекция 1. ТВОРЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЮГРЫ
Проблемы культурной политики в последние десятилетия рассматриваются в признании диверсификации культурных политик, утверждения права различных групп людей на собственную деятельность, на выражение своих целей и интересов в сфере культуры. Причем это касается не только профессиональных сообществ людей, которые так или иначе причастны к культурной деятельности. А к культурной деятельности, в конечном счете, причастны все. И в таком случае, задает вопрос современный культуролог К.Э. Разлогов, что же остается науке? На каком уровне должен находиться научный взгляд на происходящее в культуре?
Ответ на вопрос московского ученого можно найти в книге нижневартовского социолога Л.Г. Скульмовской «Культурное пространство Югры» (2001), в которой представлен социологический анализ развития Ханты-Мансийского автономного округа, анализ тенденции изменения культурного потенциала Нижневартовска как типичной территориальной общности ХМАО.
Детские центры творчества, центры искусств, музыкальные и художественные школы, профессиональные и полупрофессиональные художественные коллективы, выставки живописцев, различные творческие конкурсы – это та часть современной культурной действительности, которая представлена в нашем регионе. И если попытаться сделать обзор некоторых культурных событий за последние годы, то получится яркий калейдоскопимен, событий и фактов. Например, конкурс художественно-прикладного творчества «Каркам-ем» (с хантыйского «каркам-ем» означает мастерица). Этот ежегодный конкурс имеет свои давние традиции, главная из которых – обряд поклонения югорской земле, а также интересны и названия номинаций конкурса – «За стремление к прекрасному», «За лучшую иллюстрацию фольклора Севера» и др. Или окружная выставка «Югра художественная», которая проходит в разных городах округа уже третий год и вскоре в Санкт-Петербурге будет издан альбом, представляющий имена и произведения наиболее известных авторов.
Особым колоритом отмечен и региональный фестиваль «Народные традиции», в котором принимали участие коллективы из трех городов – Нижневартовска, Мегиона и Покачи. В программе хора народной песни «Мегионские зори» были представлены и русский костюм, и блюда национальной кухни, и проиллюстрированы народные игры, а композиция «Посиделки» Нижневартовского татаро-башкирского театра звучала на татарском языке.
В окружном конкурсе «Поклонись дереву» свои работы представляют как взрослые, так и ребята, занимающиеся художественной росписью по дереву: плетеные из прутьев корзины и вазы, изделия из бересты, резные предметы, инкрустация, панно, композиция – все это выполняется в разной манере, но представляют собой настоящие произведения искусства.
Единственная в городе Нижневартовске художественно-эстетическая школа № 31 славится своими творческими музыкальными коллективами и театром-студией «Ника», которому недавно исполнилось 10 лет. К этому юбилею был подготовлен спектакль «Мы учимся жить», поставленный по мотивам пьесы Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска».
Городской драматический театр Нижневартовска – участник многих театральных фестивалей не только российского значения, но и международного. Так, во Франции, спектакль «Я не жалею ни о чем…» – о судьбе известной певицы Эдит Пиаф, был отмечен специальным призом и получил признание у французской публики, не смотря на то, что спектакль шел на русском языке.
«Люблю тебя мой край родной» – так назывался окружной конкурс поэтических дарований разновозрастных групп, победители которого вошли в поэтический сборник «Новые имена», например, стихотворение 17-летней Ольги Ясинской «Музыка»:
И в конце этого краткого мозаичного обзора, хотелось бы отметить появление в Мегионе культурно-просветительской газеты «Глаголъ», учредителем которой стал комитет по образованию, культуре и спорту городской администрации, главная цель которой не только информирование о событиях культурной жизни Мегиона, но и заинтересованный взгляд на духовные процессы, происходящие в городе.
Таким образом, культурное пространство нашего региона имеет тенденцию к диверсификации, к разнообразию, при котором каждое культурное проявление имеет свои специфические механизмы, ориентиры, ценности, без которых и общечеловеческая культура не может существовать и развиваться. «Высшие цели этой жизни – писал Н.А. Бердяев. – не экономические, и не социальные, а духовные… Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием государства, а духовной культурой… Творчество ценностей духовной культуры совсем не пропорционально государственной и экономической силе первенствующих стран. Творчество духовной культуры всегда означает соблюдение иерархии ценностей, единственной иерархии, которая может быть оправдана». Дополнением к бердяевской мысли служат поэтические строки Валерия Брюсова:
Приложение
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 594;