Лекция 3. ЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ РУССКИХ КУЛЬТУРФИЛОСОФОВ

 

Русская этическая мысль представлена прежде всего именами В.С Соловьева, Н.А. Бердяева, Е.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, С.Л. Франк, В.Л Шестова., П.А. Кропоткина. Рассмотрим теории некоторых из них.

Интеллектуальный подвиг Владимира Сергеевича Соловьева (1853 –1900 гг.) – в неутомимой борьбе за идеи высокого призвания человека в мире, за единство должного и сущего в обществе. В его произведении «Оправдание добра» основные проблемы всеединства рассмотрены в свете этического, что создает своеобразную систему нравственного космоса, поскольку идея добра пронизывает природу, общественно-исторический процесс и его социальные институты.

В основе содержания этики Вл. Соловьева лежит положение о существовании в мире Добра как некой идеальной сущности, как нормы и должного. В его нравственной философии делается упор на активность индивидуального и социального субъекта во всеобщем деле творчества, созидания добра, на его воплощении во всем, включая, и неживую природу. С нравственной точки зрения философ рассматривает уголовный вопрос (гл. 15), экономический вопрос (гл. 16), право, смысл войны, национальный вопрос и др. Свою задачу Соловьев видел в том, чтобы «объяснить, как единый путь Добра, оставаясь себе верным и, следовательно, оправдывая себя, становится, определеннее и полнее соответственно осложнениям жизненной среды, природной и исторической. Установить в безусловном нравственном начале внутреннюю и всестороннюю связь между истинною религией и здравою политикою». По Соловьеву, в личной, народно - общественной и всемирно - исторической жизни, Добро оправдывается своими, т.е. добрыми и правыми путями.

Выдающаяся работа Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948 гг.) «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» дает достаточно полное представление не только об этических, но и социально-философских взглядах русского мыслителя, его воззрения на человека, личность и человеческие отношения. Каждая человеческая личность, согласно Бердяеву, есть нечто уникальное, единственное, неповторимое. Главной характеристикой личности является ее свобода: личность, по Бердяеву, не просто обладает свободой, она и есть сама свобода. Тема «человек и коллектив» является стержневой в творчестве Бердяева.

Человек у Бердяева рассматривается не только как творец мира, но в известном смысле и как творец самого себя: «Творчество по религиозно-космическому своему смыслу равносильно искуплению». Человек должен осуществить своего рода скачок из царства необходимости в царство свободы, создав новый, прежде неведомый мир, творчество у философа становится теургическим актом.

Этика для русского мыслителя не есть кодификация традиционных нравственных норм и оценок. Этика есть дерзновение в творческих оценках. В основании этики лежит нравственный опыт, как и в основании философии. Этика не может быть только познавательной дисциплиной, она есть также нравственно-духовный акт. Этика должна быть не только теоретической но и практической, т.е. призывать к нравственному преобразованию жизни, не только к усвоению ценностей, но и к переоценке ценностей. А это значит, что в этике есть неизбежно профетический элемент. Этика должна раскрывать чистую совесть, не замученную социальной обыденностью, она должна быть критикой чистой совести. Этика, считает Бердяев, есть аксиология, учение о смысле и ценностях, о ценности как мощи, о верховном благе как силе и источнике всякой силы, она есть также онтология. И потому она не может быть только нормативной, ибо норма сама по себе бессильна.

Этика есть познание духа, а не познание природы, ей принадлежит лишь то, что связано с духовной свободой, а не с природной необходимостью, она, не может не быть личной. Поэтому его книга «О назначении человека» – это сознательно личная этика философа, ибо источник ее жизненный, а не книжный. Основной вопрос этики у Бердяева – вопрос о критерии добра и зла, о генеалогии морали, в возникновении различения и оценки. Высшая ценность лежит по ту сторону добра и зла (как у Ницше).

«Добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «высокое» и «низкое», «хорошее» и «плохое» не выражают реального бытия, это лишь символы, но символы не произвольные и условные, а закономерные и обязательные. Мир не есть бытие, мир есть лишь состояние бытия, в котором оно отчуждается от себя, в котором все символизируется.

Чисто нравственный феномен, по Бердяеву, не зависит от общества или зависит от него лишь в той мере, в какой само общество есть нравственный феномен. Нравственная жизнь лишь проецируется в жизни общества. Из этического нужно понять общественное, а не из общественного этическое. Нравственная жизнь есть не только жизнь личности, она есть также жизнь общества.

«Жизнь» может стать для нас символом высшей ценности, высшего добра, но и сама ценность, само добро есть символ подлинного бытия, и само бытие есть символ последней тайны. Так как перед этикой раскрывается бесконечность, то в ней, утверждает Бердяев, всегда много проблематического. Проблема этики связана с загадкой о человеке. Этика поэтому и должна быть учением о назначении и призвании человека, и прежде всего, она должна познать, что есть человек, откуда он пришел и куда он идет.

Этика Петра Александровича Кропоткина (1842 – 1921 гг.) – это этика консолидации общества, гармонизация личного и общественного, этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. Отсутствие нормативных требований и санкций, дает возможность человеку осознать, что общество и его нравственность – это продукты эволюции природы и самого человека и соблюдение этой нравственности, действия в соответствии с ней есть не что иное, как следование своей собственной человеческой природе, законам ее прогрессивного развития. Нравственность возникла из практики взаимосвязи и солидарной деятельности людей, и ее основное предназначение – развивать и совершенствовать эту человеческую солидарность. В этом и заключается непреходящая гуманистическая ценность этических идей П.А. Кропоткина.

Главную задачу современной реалистической этики составляет поэтому, как это заметил Вундт в своей «Этике», определение прежде всего моральной цели, к которой мы стремимся. Целью нравственности не может быть нечто «трансцендентальное», т.е. сверхсущественное, как этого хотят некоторые идеалисты: оно должно быть реально. Нравственное удовлетворение, считает Кропоткин, мы должны найти в жизни, а не в каком-то внежизненном состоянии.

Взаимопомощь, Справедливость, Нравственность – таковы последовательные шаги восходящего ряда настроений, которые мы познаем при изучении животного мира и человека. Они представляют органическую необходимость, несущую в самой себе свое оправдание. Иными словами, вследствие всеобщего мирового закона органической эволюции чувства Взаимопомощи, Справедливости и Нравственности глубоко заложены в человеке со всею силою порождаемых инстинктов. При этом Кропоткин замечает, что первый из них, инстинкт Взаимной помощи, очевидно, сильнее всех, а третий, развившийся позднее первых двух, является непостоянным чувством и считается наименее обязательным.

Главная цель этики по Кропоткину – поставить перед людьми, как целым, высшую цель – идеал, который лучше всякого совета вел бы их инстинктивно к действию в должном направлении. Подобно тому, как цель воспитания ума состоит в том, чтобы мы привыкли делать множество верных умозаключений почти бессознательно, точно так же цель этики – создать в обществе такую атмосферу, чтобы большинство вполне импульсивно, т.е. без колебаний, совершало бы именно те поступки, которые ведут к благосостоянию всех и к наибольшему счастью каждого в отдельности.

Такова конечная цель нравственности по Кропоткину. Но для ее достижения, полагает мыслитель, мы должны освободить наши учения о нравственности от их внутренних противоречий. Нравственность, например, проповедующая «благодеяние» из сострадания и жалости, содержит мертвящее противоречие.

Одно основное условие должно быть выполнено всякой современной теорией нравственности. Она не должна сковывать самодеятельность личности даже ради такой высокой цели, как благо общества или вида. Вундт в обзоре этических систем заметил, что, начиная с «периода просвещения» в середине XVIII века, почти все системы этики становятся индивидуалистичными. Но это замечание верно лишь до известной степени, так как права личности утверждались с особой энергией лишь в одной области – в области экономической. Что же касается других областей – политической, умственной, художественной, то можно сказать, что по мере того, как экономический индивидуализм утверждался все с большей силой, подчинение личности военной организации государства и его системе образования, а также умственной дисциплине, необходимой для поддержания существующих учреждений, постоянно росло.

Многие идеи П.А. Кропоткина звучат и в настоящее время весьма актуально: идеи о местном самоуправлении, местной инициативе, о минимизации централистских функций государства, которые связаны с хозяйственной, социальной, культурной и национальной жизнью отдельных людей и т.д.

 

Слова древнегреческого философа - моралиста Эпикурапослужат эпилогом к этой теме и, надеюсь, вызовут интерес у студентов для дальнейших собственных исканий:

«Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.

Из крапивы извлекай нитки, из полыни – лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер: что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок».


ТЕМА 6. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1855;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.