Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: курс лекций. М., 1997. 352 с. 11 страница

2 фрейд излагает теории Мори, Шернера. Штрюмпеля, Фолькельта, Дела-ж^. Г.Ф, Элленбергер дает подробное изложение этих (а также некоторых других - Эрве де Сен-Дени, например) дофрейдовских теорий и показывает их влияние на Фрейда. CM,: Ellenberger H.F. The Discovery of the Unconcious, p. 303-31 1.

 

^ Сегодняшние сонники значительно хуже античных образцов, поскольку почти для каждого приснившегося бытового предмета в них обнаруживается скрытый смысл. Древние авторы отличали загадочные сны и пророческие видения, сны-оракулы, требующие символического толкования, от снов-грез, которые "всегда навязывают спящему те же душевные, телесные и житейские заботы, какие обременяют его, пока он бодрствует" (А м - вросий Феодосии Макробий. Комментарий на "Сон Сципиона", "Знание за пределами науки". - М., "Республика", 1996, с. 276). Сны-грезы и сны с фантастическими видениями, напоминающие дневные "сны наяву", не интересовали древних толкователей,

 

Толкование сновидений_____________________________________________195

 

целое и пытается заменить его другим, понятным и в известном смысле аналогичным содержанием"'. Такое толкование совершенно непригодно в случае запутанных сновидений. Второй традиция онный метод (Chiffrenmethode) "рассматривает сновидения как род тайнописи, в которой каждый знак можно в соответствии с ключом перевести другим знаком"^ Этот метод существенно ближе Фрейду. Он обращается к незадолго до того переведенному античному соннику Артемидора, который уделял немалое внимание не только содержанию сна, но также личности сновидца. Но и такой метод ограничен - дешифровка идет по книгам, которые дают произвольный "ключ" к толкованию того или другого образа. Достаточно взять в руки несколько разных сонников, чтобы обнаружить множество расхождений в трактовке одного и того же образа.

 

Научное толкование должно опираться на теорию, объясняющую функции сновидений. Многие наблюдатели обращали внимание на то, что в сновидениях часто исполняются наши заветные желания. Фрейд ссылается на немалое число поговорок и высказываний предшественников по поводу этой особенности сновидений, чтобы заметить, что "ни одному из них не пришли в голову признать ее общей характерной чертой и считать это ключевым моментом в объяснении сновидения"^. Он делает смелое обобщение: все сновидения побуждаются желанием, а исполнение этого желания становится содержанием сновидения, определяемого поэтому как "галлюцинаторное переживание исполнения желания".

 

Правда, лишь небольшое число сновидений можно прямо признать исполнениями желаний - мы голодны и нам снится застолье, сексуальное влечение непосредственно удовлетворяется во сне и т. д. Фрейд полагает , что таковы все сновидения у маленьких детей: ребенку не, дали мороженое, и ему снится, как он его поглощает. До определенного возраста у детей еще нет вытеснения, нет "цензуры", и им буквально снится исполнение дневного желания^

 

' Freud S. Traumdeutung. Studienausgabe. - Fischer, F. a. M.. 1971. Bd. I, S. 117.

 

2 [bid., S. 118.

 

^ Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М" "Наука", 1988, с. 81. * Из этого следует, что детям не должны сниться страшные или неприятные сны. Любой внимательный родитель или воспитатель яслей и детского сада знает, что это не так. Животные лишены "цензуры", а потому им тоже не должны сниться неприятные или страшные сновидения, с чем вряд ли согласятся не только биологи, но и владельцы кошек или собак.

 

196______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития

 

В "Толковании сновидений" Фрейд писал, что неприятное не находит себе выражения в сновидении, включаясь в него лишь в том случае, если во сне происходит неприкрытое исполнение запретного желания. Страх является признаком того, что вытесненное влечение смогло прорваться сквозь цензуру (или было к тому близко). Для нашего "Я" это мучительно, поскольку такие влечения постыдны и даже кошмарны для нашего бодрствующего сознания. Этой близостью к осуществлению запретного желания объясняются неприятные сновидения, а страх во сне - это страх перед силой прорывающихся влечений. Страшное сновидение часто ведет к пробуждению - сон прерывается, причем мы часто ничего не помним о содержании сновидения: остается лишь ощущение страха, тогда как содержание тут же вытесняется начинающей работать во всю силу цензурой. В дальнейшем, когда Фрейд произвел изменения в своей концепции "неврозов страха" (или "тревожности" - Angst-neurose'), он изменил и трактовку страшных сновидений.

 

У взрослых сновидения, в которых буквально исполняется желание, сравнительно редки. По большей части сны непонятны, а иногда и абсурдны. Фрейд объясняет это именно деятельностью цензуры. С одной стороны, цензура сознания в состоянии сна ослаблена, а потому скрытые желания могут войти в сознание. Но в то же самое время и во сне цензор не пропускает запретные представления, и сновидение говорит эзоповским языком. Сновидение должно осуществлять желания, охраняя тем самым ночной отдых, но делать это не явно, а тайно, пока речь идет о запретных желаниях.

 

Образы сновидений у фрейда всегда содержат как бы два слоя: "явное содержание" и "скрытые мысли сна" (latenten Traum-gedanken). "Работа сна" заключается в зашифровке тайных мыслей. Шестая глава "Толкования сновидений" посвящена тому, как "латентные мысли" преобразуются в явное содержание. К механизмам такой трансформации относятся:

 

' Первоначально Фрейд относил Angstneurose к "актуальным неврозам" и считал страх трансформацией либидо. В соответствии с "принципом постоянства", нервная система имеет тенденцию к сохранению количества возбуждения. Когда психика не в состоянии переработать растущее сексуальное напряжение или если оно не разряжается, то возникает состояние страха. Накопленное возбуждение тут превращается в страх (страх относится к либидо, как уксус к вину, писал Фрейд). В дальнейшем он связывал неврозы страха (тревожности) с беспомощностью "Я" перед лицом внутренней или внешней угрозы (не обязательно реальной), тогда как к психоневрозам у него относились фобии.

 

Толкование сновидений___________________'________________________197

 

1) Сгущение. В сравнении с многообразием сновидческих "мыслей" явное содержание лаконично. Одни элементы вообще опускаются; элементы, имеющие нечто общее, сливаются в единое целое, возникает смешение различных вырванных из контекста элементов. Несколько различных лиц собирательно представляются одним человеком, сочетающем в себе их черты, причем какой-то маловажный персонаж может тайком представлять куда более важные фигуры. В сновидении сгущаются словесные ряды, возникают непонятные имена, словесные, новообразования и т. п.

 

2) Смещение. В отличие от прочих механизмов, оно целиком относится к действию цензуры. Один из скрытых элементов замещается чем-то отдаленным, намеком; с важного содержания акцент переносится на незначительное. В отличие от намеков в состоянии бодрствования (например, в шутках, анекдотах), где намеки должны быть более или менее прозрачными - иначе их никто не поймет - в сновидении нет таких ограничений, а потому происходит замещение важных "мыслей сна" самыми отдаленными представлениями, затемняющими то, чего не хочет пропускать цензура. Чаще всего этот сдвиг осуществляется на сохранившиеся в нашей памяти остатки дневных впечатлений.

 

3) Образное представление (буквально Rucksicht auf Darstellung можно перевести как "учет образности"). Это механизм превращения мыслей в визуальные образы. Абстрактное представление заменяется текучими образами. Фрейд сравнивает эту работу с задачей подмены политической передовицы в газете рядом иллюстраций: легко заменить упоминаемые в статье лица и конкретные предметы, но при изображении абстрактных слов и частей речи, выражающих логические отношения, возникают трудности. Абстрактные слова можно сначала свести к конкретным (они от них происходят) - Фрейд приводит много примеров подобной "игры слов" в сновидениях. Содержание мыслей тонет в "сыром материале объектов и деятельностей". В отличие от Фрейда, мы живем в условиях "визуальной культуры" и постоянно сталкиваемся с потоком образов, который должен содержать скрытую мысль. Скажем, содержание рекламного ролика сводится к "несите ваши денежки", а изображается актерами, нанятыми каким-нибудь МММ, нечто совсем иное. Можно вспомнить и пропагандистские ролики предвыборных кампаний. Для Фрейда исходным материалом являются именно "мысли", а образная развертка "фильма" представляет собой один из механизмов утаивания содержания этих "мыслей".

 

198_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития

 

4) Вторичная обработка. Работа сна способствует тому, что сновидение утрачивает бессвязность или абсурдность, оно приближается к нашим наглядным восприятиям. Фрейд сравнивает такую переработку со "снами наяву", с деятельностью нашей фантазии в бодрствовании. Сновидение предстает в виде более или менее связного сценария, оно делается понятным, фантазия заполняет пробелы.

 

Задача психоаналитического толкования заключается в работе, которая противоположна работе сна: за явным содержанием нужно открыть латентное. Это осуществляется путем привлечения ассоциаций сновидца по поводу собственного сна. Он должен рассказать аналитику мельчайшие детали сновидения, привести все свои ассоциации, какие только приходят в голову, не думая о том, являются ли они важными, осмысленными, либо совершенно абсурдными. Он не должен смотреть на них критически, отбирать ассоциации и образы - критическая рефлексия уже играла бы роль цензуры, препятствующей толкованию. Аналитик помогает анализируемому лишь тем, что обращает внимание на непрогово-ренные детали, способствует снятию сопротивления.

 

Для Фрейда в сновидениях мы имеем дело с удовлетворением - или попыткой удовлетворения - вытесненных влечений. Они вытесняются, поскольку вступают в противоречие с нашими этическими или эстетическими представлениями, социальными нормами. Запретное желание является самым настоятельным, а таковыми оказываются инцестуозные стремления раннего детства. Сновидения стремятся реализовать то, что немыслимо в дневной жизни.

 

Фрейдовское учение о символизме сновидений вызвало самые горячие споры не только потому, что символика сновидений является чуть ли не исключительно сексуальной. Он вывел символическое отношение между обозначающим элементом явного содержания сновидения и обозначаемым элементом скрытой мысли за пределы рассматривавшихся ранее отношений - части и целого, намека, образного представления. Символами он называет те образы, которые "имеют устоявшиеся переводы". С их помощью выражается не все содержание скрытых мыслей, но лишь определенные их элементы. Символическое толкование играет вспомогательную роль и является дополнением к ассоциативной технике. Психоаналитик заранее знает смысл встретившихся в сновидении образов, и это помогает ему в истолковании. Символ является неким иероглифом, даже пиктограммой с закрепленным значением.

 

Толкование сновидений_____________________________________________199\

 

Число предметов, символически изображаемых в сновидениях, по Фрейду, крайне невелико: рождение, смерть, человеческое тело, родители, браться и сестры. Он приводит некоторые примем ры символов, с помощью которых сновидение изображает эти пред-- меты: король и королева обозначают родителей, отъезд-смерть.! и т.д.'. Зато чрезвычайно богата символика сексуальной жиз^. ни-небольшому числу обозначаемых содержаний соответствует огромное число обозначающих, причем каждое из них может быть выражено большим количеством символов. -

 

Интепретации их крайне однообразны - повсюду с их помощью; представляются половые органы или половой акт. Символами муж-' ского члена оказываются и дерево, и зонт, и сабля, и водопроводы. ный кран, и аэроплан, и заводская труба, и змея, и шляпа, и гриб... Женские гениталии символизируют шахты, пещеры, дома, крепах сти, чемоданы, шкафы, печи, двери, раковины, церкви и т. д. Есди^ мастурбация символизируется игрой на фортепиано, а половой акт?. выражается и танцами, и верховой ездой, и подъемоми по лестниц це, и полетами во сне, и ремесленными работами, то оказывается^; что и в жизни, и в сновидениях нас буквально окружают сексуаль-q ные символы.

 

Конечно, нельзя отрицать наличие сексуальной символики ва: многих далеких от половой жизни областях, да и сама эта обп:" ласть обширна в сознании любого человека. Нов теории Фрейдж;.!. которую все же не зря называют "пансексуализмом", эта сфер" теснит все остальные. Хотя он признает, что в бодрствовании имем. ются иные поводы для употребления символов, в сновидениях они" "используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов". Так как сновидения передают архаичный опыти^ основном одинаковы у людей всех рас и культур, он делает вывод: "сексуальные потребности принимали самое непосредствен-^ ное участие в возникновении и развитии языка", а трудовая дея-; тельность была "заменой половой деятельности": "произносимое..

 

' Кстати, уже эти примеры можно оспорить. Речь идет о символах с фиксированными значениями, то есть всякий раз, когда а сновидении присутствуют царственные особы, они обозначают наших родителей. Фрейд прожил половину жизни в монархии, где многим придворным снились сны, содержащие императора с императрицей, которые вряд ли обозначали их родителей. Если путешественнику снится отъезд, то он вряд ли обозначает смерть, хотя уезжающий на долгое время и прощающийся с близкими знает, что какое-то прошлое "умерло" (как говорится во французской пословице: partir, c'est mourir un реи).

 

200_______________ПСИХОАНАЛИЗ . Истоки и первые этапы развития

 

при общей работе слово имело два значения, обозначая как половой акт, так и приравненную к нему трудовую деятельность"'. Поэтому изначально сексуальная символика распространилась впоследствии на иные сферы. Во всех языках и у всех народов мы встречаем одинаковые символы, людям снятся сходные по скрытому содержанию сны - "перед нами древний, но утраченный способ выражения".

 

Таким образом, помимо бессознательных влечений имеются и "бессознательные знания", которые лишь отчасти объяснимы одинаковым словоупотреблением. Сюда входят "логические отношения, отношения сравнения между различными объектами, вследствие которых одно постоянно может замещаться другим"^. За важнейшими объектами - к ним относятся у Фрейда прежде веего сексуальные - закреплены постоянные значения. Вся сексуальная символлка передается не на уровне языка и культуры вообще, но наследуется биологически (иначе имелись бы расхождения у представителей разных народов). Правда, в таком случая возникает вопрос относительно тех предметов, которые выступают как символы гениталий и полового акта, которые присущи только нашей культуре и которых явно не было в древности. Если для Фрейда "менять квартиру" в сновидении означает "менять (снимать) платье", а "в довольно невинной связи с атрибутами кухни, - как он пишет в "Толковании сновидений", - мыслятся и грезятся самые интимные детали половой жизни", то возникает вопрос, откуда у нас такие символы, В принципе, ответ Фрейда чрезвычайно (быть может, даже слишком) прост: все продолговатое, активное, поднимающееся обозначает мужской член, всякое углубление, впадина означают женские гениталии, а практически любая деятельность может символически выражать половой акт. Но тогда полем психоаналитической интепретации оказывавется весь мир предметов и действий, и не одни кухонные принадлежности, но и все, что угодно может выражать "интимные детали".

 

В связи с языком символов как частью "бессознательного мышления" перед Фрейдом возникли две проблемы. Одна из них связана с тем, как символическое выражение соотносится с другими механизмами "работы сна", поскольку деятельность цензуры у не-' Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., "Наука", 1988, с. 104. " Там же, с. 103.

 

Толкование сновидений___________________________________________20}

 

ro никак с символами не связана и он ясно отличает описанные выше механизмы "работы сна" от символической передачи. Удовлетворительного ответа Фрейд на этот вопрос не дает, ограничившись замечанием, что не одна цензура способствует трансформации мыслей в образы. В "Толковании сновидений" он пишет, что "сновидение не предполагает никакой особой символизирующей деятельности души, а пользуется символикой, имеющейся уже в готовом виде в бессознательном мышлении". Иначе говоря, символы уже даны нам в готовом виде, но тогда нужно признать, что либо всякая совместная деятельность заранее обречена выражать половой акт, либо в бессознательном биологически закреплено такое значение, включая и те предметы и действия, которые явно принадлежат только нашей культуре и нашему опыту. ''

 

Трудности вызывает и другая проблема, связанная с самим "бессознательным мышлением". Явное содержание сновидения есть' перевод латентных "мыслей сновидения" на другой язык, сравниваемый с иероглифами или ребусами. "Сновидение скудно, бедно и лаконично по сравнению с объемом и богатством мыслей". Фрейд' не согласен с теми, кто считает, что большая часть этих мыслей привносится при анализе сновидений. Если при интерпретации'": возникают некоторые мысли, то это - новые группировки тех мыслей, которые уже имелись в сновидении. О значительной части этих мыслей сам сновидец не имеет ни малейшего представления,' они бессознательны, i

 

Элементы сновидения образуются из "всей массы мыслей" по сложным ассоциативным цепочкам в силу "работы сна". Эти "мысли сна" подобны тем мыслям, которые имеются в бодрствог ваний - в сновидении они просто искажаются, образуют иные комбинации. "Мысли сна" содержат в себе суждения, умозаключения, критику, иронию и т. д. Скажем, сновидение становится абсурдным, когда в скрывающихся за ним мыслях в качестве элемента имеется суждение: "Это нелепо", когда, как пишет Фрейд, одна из этих мыслей "сопровождается критикой и иронией". Сами эти скрытые мысли у психически нормальных людей "никогда не носят абсурдного характера". Работа сна создает абсурдное сновидение лишь в том случае, "когда изображению в нем подлежит критика, ирония и насмешка, имеющаяся налицо в мыслях".

 

Тем самым "бессознательное мышление" оказывается практически равным по своему объему нашему дневному мышлению и

 

t-." ^' "202_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы рюйщЦ..

 

даже превосходит его, поскольку содержит в себе и вытесненные .запретные мысли, память о раннем детстве и вообще все нами Ц , забытое. Какими бы ни были причины такого воззрения', "бессознательное мышление" у него основательно "логизировано": ему принадлежат суждения и умозаключения, критика и ирония. Но все ..это ^дневной жизни имеется у мыслящего субъекта. Если бессоз-натель^е есть некий двойник нашего Я, то не совсем понятен его статус. Фрейд отрицательно относился к превращению бессозна--тельного в ЕГотаенный "дух", воплощение мудрости (вроде "Само-стя" Юнга), ной биологически заданным влечениям трудно приписать иронические суждения и критические умозаключения. Если "то то же самое Я, то во сне оно не знает того, что знает ночью. ^Цензор должен уже заранее знать, что именно он запрещает, а бессознательные влечения должны быть умнее и хитрее цензора, чтобы его время от времени обманывать. Чтобы объяснить вытес-яение и деятельность цензуры, Фрейд в дальнейшем ввел инстанцию "Сверх-Я", но присущая бессознательному "хитрость разума" все равно остается необъясненной: "мысли сна" трудно одновременно считать репрезентациями инстинктивного влечения и критическими суждениями. В "Толковании сновидений" "бессознательное мышление" осуществляет довольно сложные маТемати-леские подсчеты, умеет остроумно играть словами и т. д. Да и впоследствии фрейд говорил нечто подобное: "материал, которым располагает работа сновидения, состоит ведь из мыслей, некоторые из которых могут быть неприличными и неприемлемыми, но они правильно образованы и выражены"; либо: "Скрытые мысли - это не чго иное, как известные нам сознательные мысли в состоянии бодр-ствования"^, В таком случае, исходным материалом являются именно мысли, а не влечения - некоторые из этих мыслей представляют влечения, будучи "неприличными"; бессознательное оказываются складом "мыслей", включая и некоторые запретные.

 

' В третьем издании "Толкования сновидений" Фрейд делает интересную оговорку в примечании: он преуменьшал значение "снов наяву", "дневных фантазий", пока анализировал свои собственные сновидения, в основе которых лежали главным образом "споры и конфликты мыслей". Кстати, он не объясняет того, как эти споры и конфликты вмещаются в его трактовку сновидения, как галлюцинаторного исполнения желаний, да еще не каких-нибудь, а детских инцестуозных влечений. Немалое число приводимых Фрейдом собственных сновидений вступают в противоречие с его теорией. ^ Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., "Наука", 1988, с. 107, 125.

 

Толкование сновидений_____________________________________________203

 

Это явно "не стыкуется" с целым рядом положений фрейдовской теории. Во-первых, бессознательные процессы архаичны, они ведут нас к раннему детству, а то и к животным предкам. В сновидении происходит регрессия к давнему и далеко не рациональному прошлому. Во-вторых, в сновидении падает интерес к внешнему миру, наша психика затворяется в самой себе и "свободное от всех этических уз Я идет навстречу всем притязаниям сексуального влечения", в том числе и таким, которые подлежат категорическому запрету. Инцестуозные влечения или исполненные ненависти к самым близким родственникам стремления, "проявления безграничного и беспощадного эгоизма", несовместимого с нашей сознательной жизнью - вот содержания бессознательного, которые относятся к раннему детству, когда суждений, умозаключений и критики еще просто не было.

 

Часть этих "скрытых мыслей" Фрейд относит к "дневным остаткам", то есть к тем размышлениям, которые происходили у нас в предшествующие сновидению дни и часы. Обычно, излагая учение Фрейда, его последователи так и говорят: связность и разумность "мыслей сна" восходит к "дневным остаткам", то есть мы имеем дело не с бессознательным как таковым, а с предсознатель-ным. К этим остаткам добавляется бессознательное влечение, для исполнения которого и происходит преобразование в образы сновидений. Но Фрейд различал эти две группы: "...я различаю остатки дневных впечатлений и скрытые мысли сновидения... остатки дневных впечатлений - это лишь часть скрытых мыслей снови-дений"'. Когда вытесненное влечение присоединяется к остаткам дневных впечатлений, то это "вызывает другую часть скрытых мыслей сновидения, ту, которая уже не кажется рациональной и понятной из жизни в бодроствовании"^ В "Лекциях" 1932 года вытесненное влечение называется "самым сильным элементом" скрытых мыслей, но тут же влечение называется "единственной отвергаемой мыслью"^

 

Таким образом, Фрейд постепенно уменьшает объем "скрытых мыслей", которые в "Толковании сновидений" были чуть ли не все-' Там же, с. 143. В связи с превращением мыслей в зрительные образы он писал еще яснее: "Запомним, что не все в мыслях сновидения подлежит этому превращению, кое-что сохраняет свою форму и появляется в явном сновидении как мысль или знание" (с. 109). ^ Там же. ^ Там же, с. 309.

 

204______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития

 

знающим двойником нашего Я, а в 30-е годы собственно "скрытой" становится лишь одна мысль, представляющая влечение. Но если принять такой взгляд, то Фрейду нужно было бы пересмотреть все свои ранние работы, так как и сновидения, и ошибочные действия, и остроумные шутки, и даже многие невротические симптомы связаны в них с "бессознательным мышлением". Сегодня психоаналитики редко употребляют фрейдовское выражение "мысли сна" (Traumgedanke), предпочитая говорить о "представлениях", "образах", а не о,б умозаключениях. В переводе на английский это различие часто стирается за счет употребления традиционного для эмпиристской традиции - Локка и Юма - термина "идеи", которые включают в себя и восприятия, и абстрактные понятия. Тем не менее, если мы исключим из "Толкования сновидений" предпосылку, согласно которой существуют "скрытые мысли", то вся конструкция Фрейда рассыпается: истолкование, как переход от явного содержания к скрытому, предполагает наличие латентного идеального значения за иероглифами сновидений. Если в сновидении имеется лишь одна вытесненная и запретная "мысль", а именно, репрезентация запретного влечения, тогда все толкование сводится к обнаружению того, что и без всяких интерпретаций известно психоаналитику. Но в таком случае следует признать ложными чуть ли не половину приводимых в "Толковании сновидений" интерпретаций, поскольку они обходятся вообще без упоминания такого влечения.

 

В "Толковании сновидений", как и во многих других работах Фрейда, мы сталкиваемся с теми особенностями его мышления, о которых речь уже шла выше. Как ученый-эмпирик, он наблюдает множество сложных душевных явлений, тщательно их описывает и классифицирует. Часть этих феноменов несомненно указывает на существование вытесненных сексуальных влечений. Фрейд выдвигает гипотезу, согласно которой все эти явления могут описываться как производные от таких влечений, а затем начинает подгонять под нее и те феномены, которые первоначально не помещались в прокрустово ложе этой гипотезы. Предшественники Фрейда говорили о том, что сновидения суть исполнения желаний и напоминают психотический бред (Гризингер), либо обращали особое внимание на сексуальную символику (Шернер). Фрейд обобщает эти наблюдения 1аким образом, что все без исключения сновидения делаются галлюцинаторными исполнениями вытесненных сексуальных влечений. В немалом числе сновидений другие лица мо-Толкование сновидений__________________________________________205

 

ryt выступать как замещения нас самих; Фрейд утверждает, что "все сновидения без исключения изображают непременно самого спящего", а за любым другим лицом скрыто наше Я, хотя это вс+упает в противоречие со многими сновидениями, приводимыми самим Фрейдом.

 

Конечно, "Толкование сновидений" содержит в себе не только такие обобщения. В этой работе имеется много ценных технических советов, методов толкования - поэтому работа сохраняет свое значение для психологов. Скажем, Фрейд замечает, что в сновидениях часто происходит переворачивание, превращение в противоположность, что начало и конец действия меняются местами. Он пишет о происходящем во сне расколе между представлением и аффектом и т. п. Все это - эмпирические обобщения, и если бы к таковым Фрейд относил "исполнение желаний", "эгоизм сновидения", деятельность "цензуры" посредством сгущения и смещения, то это не вызывало бы возражений. Наличие скрытого сексуального подтекста во многих сновидениях тоже вполне очевидно. Но есть сколько угодно сновидений, в которых нет ни исполнения желаний, ни "эгоизма", заставляющего в любом другом видеть воплощение нашего Я, ни сексуальных мотивов.

 

Именно торопливые обобщения вызвали критику не только враждебных психоанализу кругов, но и многих аналитиков. Сомнения у них возникли не только в связи с теорией, но и с практикой толко-вания'.'Анализируемый вспоминает детали сновидения, лежа на кушетке у аналитика. Он находится в совсем иной ситуации, нежели та, в которой он вспоминал свой сон после пробуждения - между этими событиями протекло от нескольких часов до нескольких дней. Иногда психоаналитики обращаются к толкованию сновидений, которые приснились несколько лет назад. Ткань сновидения такова, что к сохранившемуся рисунку могут быть добавлены самые различные образы: уже первое воспоминание является интерпретацией, а к ней добавляются последующие, если сон хорошо запомнился. Если пациент уже ориентирован на определенного рода теорию, то он незаметно для самого себя перетолковывает образы сновидения в духе этой теории. На кушетке у аналитика поток ассоциаций направляется аналитиком в нужное ему русло. Паци-'См"например,Condrau G. Einfuhrung in die Psychotherapie, Geschichte, Shulen, Methoden, Praxis. - Fischer, F. a. M., 1989.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 540;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.