Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: курс лекций. М., 1997. 352 с. 14 страница

 

Фрейд предлагает исходить при изучении сексуальности не из "нормы", каковой он вместе со всеми считает направленное на репродукцию половое общение между взрослыми представителями разных полов, а из частых от нее отклонений. И инверсии, то есть отклонения влечений по объекту, и перверсии, то есть отклонения по цели влечения, имеются у всех индивидов. Но у большинства людей они заключены в рамки, канализиро-ваны в направлении репродуктивной связи мужчин и женщин. Фрейд не только считал это нормой, но даже сделал из удовлетворительных сексуальных связей с другим полом один из важнейших критериев выздоровления. Но в сновидениях здоровых людей проявляются те же влечения, что у невротиков или извращенцев. Анализ неврозов, по его мнению, однозначно говорит о

 

230_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития

 

том, что у всех без исключения невротиков обнаруживаются бессознательные инверсии и перверсии, фиксации либидо на лицах одного с ними пола. В этом смысле невроз и извращение представляют собой как бы две стороны одной монеты, позитив и негатив одной фотографии.

 

Влечение есть пограничное образование, в нем соединяются душевное и телесное. Источник у влечения соматический, а цель его - снятие этого внутреннего возбуждения путем удовлетворения. В отличие от внешнего раздражения, от влечения нам никуда не убежать, поскольку мы носим его в себе. Половое влечение отличается от других инстинктивных побуждений, вроде голода или жажды, куда более широким спектром своих проявлений и ролью в психической жизни. Жажда может "сводить с ума" странника в пустыне, но ей трудно приписать какую бы то ни было роль в генезисе неврозов. В области сексуальной жизни ощутимо связаны друг с другом самое высшее и самое низшее в чело-веке'. Понятие либидо покрывает у Фрейда все проявления человеческой любви. Даже в самой возвышенной любви имеются черты сексуального влечения.

 

Это вовсе не является изобретением Фрейда: не только во взаимоотношениях двух полов, но и в самых одухотворенных произведениях искусства или религии нередко заявляет о себе эротическое начало. Хорошо известно, что огромная часть мифологии связана с темами рода, рождения, любовных отношений, причем за возвышенной духовной любовью нередко стоят не столь возвышенные сюжеты^. "Пансексуалистом" Фрейда можно назвать совсем не потому, что он тщательно разыскивает следы полового влечения в высших творениях человеческого духа - Платон в своем "Пире" писал об Эросе много веков раньше. Дело в том, какую трактовку Фрейд дает половому влечению, как он сводит к нему самые различные проявления здоровой и больной психики.

 

I CM.: Ober "wilde" Psychoanalyse (1910), Studienausgabe. Erganzungsband. Schriften zur Behandlungstechnik, "Fischer", S. 136-137. ^ Примеров здесь можно привести множество как из греческой архаики, так и из самых различных мифологий мира. В той или иной форме эти сюжеты входили впоследствии в монотеистические религии, образуя их "народный" или эпический слой. Так, в русском православии от язычества сохранился культ религии рода, матери земли ("мать сыра земля"). См.: Федотов Г. П. "Мать-Земля. (К религиозной космологии русского народа)". - В кн.: Судьба и гр-ьхи России, "София", Спб., 1993, т. 2.

 

Сексуальность_______________________________________________________231

 

Либидо предстает у Фрейда как поток, который движется как бы по разным каналам. Имеется основное направление этого движения, которое мы и считаем нормой. В случае инверсий и первер-сий поток как бы сворачивает на боковые каналы, которые до этого были пусты. Происходит регрессия к тому месту, где начинается это ответвление. Какое-нибудь событие взрослой жизни может этому способствовать (распространенность гомосексуализма в тюрьмах, возможность проявить свои садистские наклонности у того, кто ранее о них не подозревал и т.д.), но причины лежат глубже, в давнем прошлом. Врожденными тем самым являются не сами извращения, а общая к ним предрасположенность. Не пороки воспитания сами по себе или недоступность нормального сексуального объекта являются причинами - путь к нормальной сексуальности может быть закрыт тем, что еще в раннем детстве либидо получило иное направление.

 

Именно детская сексуальность представляет собой главный предмет "Трех очерков...-". Многочисленные наблюдения за проявлениями сексуальности у детей психология того времени относила к курьезным исключениям или "отвратительным примерам ранней испорченности". В книгах по психологии детства напрочь отсутствовала глава о сексуальном развитии. Можно сказать, что Фрейд реконструирует детскую сексуальность по неврозам и извращениям взрослых. Как он писал в "Очерке истории психоанализа"-. "Мои положения о сексуальности детей были вначале основаны почти исключительно на результатах анализа у взрослых, углубляющихся в прошлое"'. При этом центральным для него является тезис об амнезии: у взрослых почти отсутствует память о первых пяти годах жизни, хотя именно они оставили самые сильные следы в нашей психике и являются определяющими для нашего дальнейшего развития.

 

Какие силы вытесняют впечатления раннего детства? "Тот, кто разгадает эту загадку, - пишет Фрейд, - тот прояснит и истерическую амнезию"^. У невротиков также происходит забывание каких-то важнейших для его душевного развития впечатлений, они были вытеснены в бессознательное. Попытки выявить эти прошлые события сталкиваются с сопротивлением. Фрейд утверждает, что в

 

' Фрейд 3. Очерк истории психоанализа//"Я" и "Оно", Труды разных лет. - Тбилиси, "Мерзни", 1991, кн. 1, с. 25. 2 Freud S. Bd.V, S. 83.

 

232________________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития

 

обоих случаях действует один и тот же механизм. Именно забывание дает "точку сравнения душевных состояний ребенка и психо-невротиков", и "можно сказать, что без инфантильной амнезии не было бы и истерической амнезии"'. Причины неврозов коренятся в раннем детстве.

 

Взрослая, постпубертарная сексуальность, возникает вместе с соответствующим физиологическим развитием. В памяти каждого индивида есть период, когда он ничего или почти ничего не ведал о сексуальности, о ней вовсе не думал, не испытывал сексуального влечения. Фрейд называет это время латентным периодом, когда сексуальность вытеснена, скрыта. Именно в латентный период происходит приобщение к культуре, наиболее действенно рациональное воспитание. Психическая энергия уходит на цели культуры, в это время вырабатываются те препятствия, "дамбы", которые мешают отклонению влечения на те пути, которые имелись в раннем детстве. Начало латентного периода филогенетиче-ски соответствует началу культуры. Мы имеем дело со своего рода триадической схемой: от инфантильной сексуальности через отрицающий ее латентный период мы приходим к взрослой половой жизни.

 

Вытеснению подлежат "частичные влечения" (Partialtriebe) раннего детства. Человеческое существо с самого рождения наделено сексуальностью. Поскольку гениталии у ребенка еще не развиты, либидо избирает другие эрогенные зоны - те части тела, которые связаны с удовлетворением других физиологических потребностей. К этим зонам относится прежде всего рот ребенка, основной источник наслаждения от питания: "сексуальность примыкает сначала к одной из служащих сохранению жизни функций, и лишь позже становится от нее независимой"^ Вид насытившегося младенца напоминает Фрейду вид взрослого после оргазма. С материнской груди либидо переносится на рот, и ребенок уже сам доставляет себе наслаждение - сосание пальца является своего рода предгенитальной мастурбацией. Фрейд избирает термин Хэвлока Эллиса "аутоэротизм" для характеристики сексуальности раннего детства, еще не имеющей внешнего объекта и направленной на собственное тело.

 

Первую стадию развития либидо он называет оральной или орально-каннибалистической - влечение связано с поглощением

 

Сексуальность_______________________________________________________333

 

объекта. Вслед за нею, примерно в полтора-два года, наступает другая фаза, когда либидо концентрируется вокруг другой эрогенной зоны, ануса. Ребенок получает наслаждение от задержки дефекации, он подолгу сидит на горшке. На этой анальной фазе происходит подразделение активного и пассивного (еще не мужского и женского) во влечении, с нею в дальнейшем связаны садизм и мазохизм взрослых, откуда ее название - "анально-садистическая". Наконец, наступает генитальная или фаллическая стадия, когда либидо перемещается к половым органам. В "Трех очерках..." Фрейд на ней специально не останавливается, поскольку переход к этой стадии здесь у него совпадает с переносом влечения на объект. В дальнейшем эта стадия приобретет самостоятельное значение.

 

Все половые извращения Фрейд связывает с фиксациями либидо на частичных влечениях раннего детства. Совокупность доге-нитальных этапов развития либидо содержит в себе все потенциальные отклонения, и в этом смысле ребенок является "полиморфным изращенцем". Фрейд пишет о "бесстыдстве маленького ребенка", "любопытстве к гениталиям других", садистской жестокости (способность к состраданию вырабатывается в латентный период), о мастурбации и других формах аутоэротизма, с которыми Фрейд соотносит прежде всего наслаждение взрослых от орального и анального секса. Между детской и взрослой сексуальностью нет принципиальной разницы: "Не только отклонения от нормальной сексуальной жизни, но также и ее нормальное образование определяются инфантильными проявлениями сексу-альности"'.

 

В раннем детстве между сексуальностью мальчика и девочки нет никаких различий. Даже с наступлением фаллической стадии сексуальность девочек "имеет мужской характер"^. Ведущей эрогенной зоной для нее тогда является клитор - уменьшенный аналог пениса. Только в постпубертарный период либидо смещается с клитора на влагалище, причем это смещение, по мнению Фрейда, является одним из факторов, способствующих истерии (к женственности по самой ее сущности относится большая склонность к истерии). Становление женщиной означает "вытеснение частичной инфантильной мужественности", происходящее вместе со сме-' Ibid., S. 117. 2 Ibid., S. 123.

 

234_______________ПСИХОАНАЛИЗ . Истоки и первые этапы развития

 

щением ведущей генитальной зоны. Впоследствии Фрейд не раз возвращался к этой теме. В статье "Инфантильная генитальная организация" (1923) он развивает это учение таким образом: на анально-садистической стадии еще нет мужского и женского, есть только активное и пассивное. За нею следует фаллическая стадия, на которой "имеется мужское, но нет женского; противоположность здесь такова: мужские гениталии или кастрирован-ные")^. На этой фазе имеется "примат фаллоса" (Phallusprimat), в том числе и у девочек.

 

По существу, речь тут идет уже о ситуации Эдипова комплекса, которая представляет вершину развития детской сексуальности и одновременно ее преодоление, подготовку перехода к латентному периоду и впоследствии к взрослой сексуальности. Нам еще придется рассматривать некоторые аспекты этого комплекса, с которым связаны самые различные стороны прикладного психоанализа, в частности, фрейдовское учение о возникновении социальных институтов. Пока мы ограничимся самым кратким описанием того, как происходит переход к латентному периоду.

 

Хотя Эдипов комплекс, строго говоря, характеризует события в психике мальчиков, этот термин относится и к женскому сексуальному развитию (иногда применяется термин "комплекс Электры"). Речь идет об отношениях в семейном треугольнике, когда либидо с собственного тела переносится на родителя противоположного пола, а к родителю одного с ребенком пола последний испытывает чувства зависти, враждебности, но в то же самое время он отождествляет себя с ним. Иначе говоря, это изначально амбивалентное отношение, хотя преобладают именно негативные эмоции. "Разрешение Эдипова комплекса является самой трудной проблемой, с которой лицом к лицу сталкивается мальчик в своем психическом развитии"^. Его влечение направлено на собственную мать, он вступает в конфликт с собственным отцом, место которого он хочет занять. "Легко заметить, что маленький мальчик один хочет обладать матерью, воспринимает присутствие отца как помеху, возмущается, когда тот позволяет себе нежности по отношению к матери, выражает свое удовольствие, если отец уезжает или отсутствует. Часто он выражает

 

' Ibid.. S. 241.

 

^ Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. - М., "Прогресс-Уни-верс", 1992, с: 54.

 

Сексуальность ____ _____________________________________________235

 

свои чувства словами, обещая матери жениться на ней. Скажут, что этого мало в сравнении с деяниями Эдипа, но на самом деле достаточно, в зародыше это то же самое"'. Царь Фиванский Эдип убил своего отца и женился на собственной матери - таковы стремления всех лиц мужского пола в раннем детстве. Фрейд отбрасывает все оговорки тех, кто видит в любви и враждебности ребенка нечто иное, нежели желание буквально обладать матерью и стремление убить отца. Он готов признать лишь то, что психоаналитическое исследование дает огрубленное и как бы увеличенное под микроскопом психоанализа изображение того, что в детстве было только наброском. Но влечения именно таковы: "Ненависть к отцу, желание его смерти - уже не робкие намеки, в нежности к матери скрывается цель обладать ею как женщи-ной"^. Он признает, что невротик может "фантазировать назад", привнося в прошлое свои более поздние представления и желания, еще неведомые ребенку. Но на Эдипов комплекс такое фантазирование Фрейдом не распространяется, и тот, кто считает себя психоаналитиком, должен принимать эти влечения буквально. У невротиков в преувеличенном виде предстает то, что анализ сновидений находит у всех людей, а именно, инцестуозное стремление к родителю противоположного пола: "Не только невротики, но и все люди имеют такие извращенные, инцестуозные и неистовые сновидения", а потому "мы можем сделать вывод, что и нормальные люди проделали путь развития через извращения и привязанности к объектам Эдипова комплекса, что это путь нормального развития"^. Но отношение к отцу является отношением "любви/ненависти", оно амбивалентно - мальчик хочет во всем ему подражать и быть таким же, как отец. Иначе говоря, в психике происходит конфликт разнонаправленных устремлений, противоречивые установки уживаются друг с другом, поскольку детская психика еще не работает по принципу исключенного третьего (впоследствии, во взрослом возрасте, это будет относиться к бессознательному).

 

Эта борьба разнонаправленных стремлений завершается вместе с разрушением Эдипова комплекса и идентификацией с отцом.

 

'Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., "Наука", 1988, с, 211- 212.

 

^ Там же, с. 214. ^ Там же, с. 215.

 

236_______________ПСИХОАНАЛИЗ . Истоки и первые этапы развития

 

Эдипов комплекс выступает у Фрейда вместе с "комплексом кастрации". На фаллической стадии либидо сосредоточивается на гениталиях, пенис является для маленького мальчика самым драгоценным его достоянием. Заставая его за мастурбацией, взрослые нередко угрожают лишить его этого "сокровища". Фрейд был убежден, во-первых, в том, что все дети в это время предаются мастурбации, во-вторых, что всем им грозят кастрацией, и, в-третьих, что все мальчики относят эту угрозу именно к отцу. Впоследствии он добавит к этому следующее рассуждение: сначала мальчик не верит угрозе кастрации, но затем, убедившись, что у его сверстниц нет пениса, он принимает эту угрозу всерьез'.

 

Здесь Фрейд также держался буквальной трактовки "комплекса кастрации", вопреки некоторым позднейшим толкователям, желавшим "либерализировать" этот тезис: только вполне реальный страх кастрации разрушает Эдипов комплекс у мальчика и ведет к полной идентификации с отцом.

 

Не менее буквально он предлагал трактовать Эдипов комплекс у девочки, которая на фаллической стадии испытывает наслаждение от клитора. Она обнаруживает, что ее клитор несопоставим с пенисом у мальчика, и считает себя "уже кастрированной". Фрейдовский подход к женской сексуальности вызвал особенно много споров. Хотя сомнительность реконструкции психологии трехлетнего мальчика является ничуть не меньшей, в случае женской сексуальности у Фрейда прибавлялись суждения о женской психологии, имевшие явно патриархальный характер. Фрейд был убежден, что маленькая девочка испытывает "зависть к пенису" (Penisneid), с которой связано и "чувство неполноценности" у женщин. Более того, если у мальчика Эдипов комплекс в случае нормального развития разрушается, происходит быстрая и прочная идентификация с отцом, а тем самым появляется сильное "Сверх-Я", своего рода представитель социальных и моральных норм в человеческой психике, то у девочек такого разрушения не происходит. Обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка желает заместить его ребенком от собственного отца. Это инцестуозное стремление не разрушается, но постепенно вытесняется, а потому "Сверх-Я" у взрослых женщин никогда не бывает "столь суровым, столь безличным, столь независимым от своих аффективных истоков, каковые тре-' Freud S. Der Untergang des Odipuskomplexes, 1924, Bd. V, S. 247.

 

Сексуальность_______________________________________________________237

 

буются от мужчины"'. Поэтому женщины оказываются не только более склонными к истерическому неврозу, но также менее моральными, наделенными меньшим чувством справедливости существами, принимающими решения не столько из чувства долга, сколько под влиянием аффектов. К этому Фрейд добавляет слабо развитые интеллектуальные интересы, "преобладание чувства зависти", меньшую, чем у мужчин, способность к сублимации влечений^. А так как интеллектуальное и художественное творчество для Фрейда целиком зависят от такой сублимации, женщины оказываются в среднем менее одаренными во всех областях творчества.

 

Фрейд иногда оговаривался, указывая на то, что речь идет о женской психологии лишь в той мере, насколько она определяется сексуальностью. Но так как у Фрейда сексуальностью определяется все важнейшие стороны психической жизни, то он часто, перефразируя Наполеона, повторял: "Анатомия - это судьба". Женщины от природы во многом стоят ниже мужчин, это задано не какими-то социальными обстоятельствами, но анатомическим различием. Даже говоря о слабой изученности психологии женщин, Фрейд нередко добавлял, что это связано с лицемерием и лживостью женского пола. Однажды в разговоре со своей последовательницей, Марией Бонапарт, он признался, что долгие десятилетия ежедневной работы с пациентками не решили для него примитивного вопроса: "Чего бабе надо?" Все позднейшие модификации, внесенные Фрейдом в понимание женского сексуального развития, касались частностей (скажем, различение доэдиповской и постэди-повской идентификации с матерью). Общая оценка не менялась: обнаружив свое анатомическое отличие, девочка испытывает "зависть к пенису" и, более того, она "считает мать ответственной за отсутствие пениса и не может простить ей этой обделенности"^ Для большинства женщин характерен нарциссизм, потребность даже не в любви, а в том, чтобы быть объектом любви другого. Лишь немногие женщины, по мнению Фрейда, подобны мужчинам в переносе любви на мир объектов (Objektliebe), тогда как в большинстве своем они сохраняют детское самолюбование (Ichliebe)*. Женщина предстает как чувственное, соблазнительное, морально и интеллектуально ограниченное существо.

 

" [bid., Bd. V, S. 266.

 

^ CM.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -М.. "Наука", 1988, с. 334. ^ Там же, с. 377. ^ CM.: Freud S. Zur Einfuhrung des Narzissmus. B. Ill, S. 54-55.

 

238_______________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития

 

Можно сравнить в этом отношении Фрейда с Вейнингером. В фантастической по своему женоненавистничеству книге "Пол и характер" Вейнингер утверждает, что женщина аморальна, алогич-на, по существу, бесчеловечна - именно потому, что она целиком находится во власти сексуального влечения, тогда как мужчина предстает как рациональное и моральное существо, следующее категорическому императиву Канта и лишь в малой степени действующему под влиянием полового влечения. Женщина - это бессознательное, плоть, материя; мужчина - сознание, дух, форма. Эти два принципа распределены между двумя полами, поскольку мужчина содержит в себе женское начало, а женщина - мужское, согласно теории бисексуальности. Фрейд не так уж много здесь изменил. У него каждый индивид представляет собой поле борьбы двух начал - бессознательного и сознания, принципа удовольствия и принципа реальности, "Я" и "Оно". Несколько ослаблена, но сохраняется мисогиния Вейнингера: женщины менее Моральны и сознательны, поскольку у них не произошло уничтожения Эдипова комплекса, он лишь вытеснен. Иначе говоря, у женщин сохраняется "полиморфно извращенная" детская сексуальность, а потому они более склонны к истерии, следуют влечениям, а не разуму, лживы и т. д. Вейнингер к этому добавил довольно своеобразную этнопсихологию, относя евреев к нациям с "женской психологией" со всеми негативными ее чертами. Антисемиты после самоубийства еврея Вейнингера хвалили его за последовательность. Повод для самоубийства мог быть и совсем иной: по его теории, "понять" женщину может только совершенно женоподобный мужчина, а так как Вейнингер должен был считать, что он со своей теорией понял их лучше всех прочих мужчин, то он сам оказывался самым аморальным, бессознательным и лживым из носителей разума. Возникает типичный парадокс "Лжеца" (в самой простой форме - "Я лгу", то есть если я говорю правду, то я лжец, если лгу, то говорю правду и т. д.).

 

Во всяком случае, учение о женской сексуальности Фрейда, не столь самоубийственное для рассудка, несет на себе отчетливые следы патриархальных предрассудков, каковые имелись у него еще до создания психоанализа, о чем свидетельствует одно из его писем невесте, в котором он опровергает Дж. Ст. Милля и вместе с ним женскую эмансипацию. Этих оценок он держался до глубокой старости, полагая, что тот или иной пол должен доминировать, и господство мужского является "меньшим злом".

 

Сексуальность___________________________________________________239

 

Не удивительно то, что феминистки отвечали Фрейду самой резкой критикой - опровержений из этого лагеря не счесть. Любопытнее другое: у Фрейда было и имеется до сих пор немалое число последовательниц, которые развивали его концепцию женской сексуальности (Рут М. Брунсвик, X. Дейч и др.), тогда как изучением детской сексуальности занималась его собственная дочь Анна Фрейд. Все они в целом держались предложенных Фрей-дом схем, тогда как первые опровержения последовали со стороны "ревизионистки" К. Хорни. Но на сегодняшний день мало кто из психоаналитиков обоих полов станет буквально следовать этим схемам Фрейда. Как и во многих других случаях, фрейдисты прямо не отказываются от догматов своего учителя, но так их интерпретируют, что от них мало что остается.

 

В качестве примера можно взять работы известнейшей представительницы французского психоанализа Франсуазы Дольто, посвященные детской и женской сексуальности'. Она практически вообще не рассматривает "комплекс кастрации" и "зависть к пенису" (из уважения к Фрейду они обозначаются как очень короткая и маловажная стадия развития сексуальности маленькой девочки). Вытеснение Эдипова комплекса у девочек, по мнению ДолЬ-то, происходит в семь-девять лет, а фаллическая стадия наступает не ранее пяти-шести лет, причем "фаллосом" для нее является не клитор, а все тело. То, что стадия Эдипова комплекса наступает позже, чем думал Фрейд, доказывал и специально практиковавший с детьми психоанализ Э. Эриксон, для которого эта стадия относится к пятому-седьмому году жизни.

 

Но если столь различные по своим исходным позициям аналитики считают, что "Эдип" переживается в более позднем возрасте, то рушится исходный пункт теории Фрейда, идет ли речь о мужской или женской сексуальности. Учение о детской амнезии тогда не работает: нет смысла говорить о переживании бурных влечений, которые затем были вытеснены и забыты. В возрасте пяти-семи (и тем более семи-девяти) лет ребенок помнит основные свои переживания. Разрешение Эдипова комплекса тогда происходит вместе с началом школьного возраста, то есть вместе с выходом из семейного треугольника. Тогда нет никакой Нужды говорить о "комплексе кастрации", "зависти к пенису", желаниях отцеубийства и т. п. Читая работы последователей Эриксона, обнаруживается, что

 

' См., например, Dolto F. Libido. Erotisme. Frigidite. - Paris, 1982.

 

240________________ПСИХОАНАЛИЗ. Истоки и первые этапы развития

 

от ортодоксального фрейдизма в них осталось вообще немного, зато появилась возможность совмещать психотерапевтические наблюдения с далекими от психоанализа теориями (например, Пиаже или Кольберга), а потому куда большее внимание уделяется когнитивному развитию ребенка, овладению языком и т. д.'

 

Существует множество научных объектов, которые привлекают наше внимание, но не могут быть окончательно прояснены. Скажем, мы не знаем, какие сны снились вымершим динозаврам или питекантропам и никогда этого не узнаем. Реконструкции душевного мира раннего детства также остаются гипотетичными. Вслед за апостолом мы всегда можем сказать: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (1 Кор.

13,11). Если взрослый человек утверждает, что на кушетке у аналитика он вспомнил происходившее с ним на втором году жизни, то у нас неизбежно возникают вопросы.

 

Нет сомнений в том, что пациенты Фрейда достаточно часто вспоминали о своих доэдиповских предгенитальных влечениях одного-двух лет от роду, либо о позднейшем страхе кастрации. Ранее пациентки Фрейда ничуть не хуже вспоминали о сценах соблазне-ния. На сегодняшний день достаточно точно установлено, что "автобиографическая память" возникает примерно в три-четыре года, когда ребенок овладевает языком и способностью вспоминать прошлое, обсуждая его с другими. От более раннего детства у нас сохраняются лишь отдельные эпизоды, и связано это не с вытеснением, а с отсутствием памяти о тех "бурных влечениях", которые Фрейд приписывает раннему детству. Даже если бы у нас было страстное влечение к матери и враждебность к отцу, то мы ничего не помнили бы о них-не из-за вытеснения, а из-за того, что детская память эпизодична, контекстуальна, изменчива. Предыдущие воспоминания в раннем детстве модифицируются последующими. Эта память не. содержит абстрактных идей, у трехлетнего ребенка нет ни малейшего представления о половых отношениях, и мальчик никак не может желать "овладеть матерью", поскольку это лежит за пределами его мышления и воображения. Еще менее вероятно, что он проводит настоящее изыскание по поводу отсутствующего у его матери пениса (этим Фрейд объясняет фетишизм в

 

' См., например, Lowe О. R. The Growth of Personality: from Infancy to Old Age. - London, 1972.

 

Сексуальность____________________________________________________241

 

постпубертарный период)'. До пяти лет дети, как правило, не имеют представления о первичных половых признаках, различают родителей, скорее, по платью или прическе. Они не владеют необходимым языком для того, чтобы выразить половые отношения между взрослыми, а там, где они проводят различие между "мужским" и "женским", они придают им иной, чем взрослые, смысл'.

 

То, что "вспоминается" на сеансах психоанализа, оказывается не памятью, а проекцией более позднего опыта на раннее детство (не без суггестивного воздействия психоаналитика). Но если теория памяти Фрейда не верна, то утрачивается всякая возможность говорить об оральной и анальной стадиях развития либидо. Ни физиология, ни прямые наблюдения за детьми не дают свидетельств перехода либидо от одной эрогенной зоны к другой (за исключением того, что многие дети сосут палец и подолгу сидят на горшке). Воспоминания о том, как трехлетний мальчик хотел овладеть собственной матерью и убить своего соперника-отца, воспоминания взрослой женщины о желании заместить отсутствующий пенис ребенком от родителя можно со всеми основаниями считать ложной, "наведенной" памятью.

 








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 557;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.038 сек.