Глава 9. Маленькие Трагедии А.С.Пушкина 2. Скупой Рыцарь и анальная фиксация.
Пожилой барон, рыцарь, очень богат. Он хранит своё золото в сундуках в подвале замка. Навещая свои сокровища, он смотрит на них, разговаривает с ними. Беседуя со своими богатствами он, воспоминает судьбы людей, драматические истории, стоящие за каждой монетой. Рыцарь хочет сохранить все свои сокровища, не желает их тратить. Барон говорит, что ему достаточно лишь того что эти деньги у него есть. Он упивается ощущением всемогущества, которые сокровища ему дают, называя свой подвал царством. Это дарует старику ощущение собственной исключительности и безграничных возможностей.
«Мне все послушно, я же – ничему;
Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья…»
Психоаналитически можно говорить об анальной фиксации, как о накоплении и удержании жизненной энергии во всех её смыслах: анально удерживающий комплекс.
Скупой рыцарь олицетворяет собой старые родительские установки, Суперэго, т.е. установки в своём окостеневшем, статичном виде, которые что-то ограничивают и меняться не собираются. В этом и есть их спасительная или конструктивная роль, позволившая накопить критическую массу энергии для будущего взрыва. В этом мы можем проследить аналогию с ядерной физикой, когда цепная реакция распада возможна при накоплении обогащённого урана до определённой массы, меньше которой взрыв не возможен, а больше которой неизбежен. Причём это накопление происходит по довольно-таки строгой, сложной технологии, и эта технология подразумевает накопление этого вещества в изолированных ёмкостях.
Эта структура Суперэго имеет вторичную выгоду: человеку кажется, что он царит, что он всесилен, возвышается над другими, лучше других. За этим стоит страх вступить с миром в контакт. Этот страх и запускает анальный комплекс.
Люди, страдающие от этого скупы и бережливы до определенного момента, а затем спускают все деньги и средства бездарно. Либо накапливает знания и умения, но ни как не реализует их.
Напротив, молодой рыцарь, не имеет ни гроша в кармане и его мучает ощущение собственной бедности и неспособности исполнить свои желания. Юношеский задор, кавалькада грандиозных планов, терзают его широкую душу, и он сокрушается о том, что его отец так безбожно скуп.
«О бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!»
Молодой барон поглощен ощущением собственной нищеты до такой степени, что у него потеряна ценность жизни как таковой.
«Тогда никто не думал о причине
И храбрости моей и силы дивной!
Взбесился я за поврежденный шлем,
Геройству что виною было – скупость!»
Как часто в жизни мы встречаем талантливых, но так и не реализовавшихся людей, прозябающих в пьянстве, азартных играх, наркотической зависимости разврате, неоправданном риске.
Молодой рыцарь - инфантильная часть личности, внутренний Ребенок, характеризуется безответственностью, зависимостью.
Он не может напрямую заявить свою волю, реализовать свое право, вообще не находится в праве. Молодой рыцарь не идет к отцу с требованием своей части, он идет к герцогу с просьбой надавить на отца и получить содержание.
Перед нами два автономных комплекса во внутреннем мире : старый рыцарь - родительские установки и анальная фиксация и молодой рыцарь – нереализованные желания и внутренний ребенок. Эти два образования функционируют сами по себе, не имеют особой связи с Эго, да пожалуй, и между собой. Однако их функционирование не безболезненно. Особенно сильно страдает молодой рыцарь от бедности или иначе говоря внутренний ребенок от нереализованных желаний. Альбер берет деньги в долг у ростовщика и при этом долг растет. Это может иллюстрировать некую компенсацию нереализованных желаний.
Фигура ростовщика Соломона есть не что иное как Теневой аспект личности. Тень это не совсем бессознательное, Тень это темная Персона, это тоже личность в которой сохранены неудавшиеся акты индивидуации, а так же неприемлемые действия. Однако стоит отметить что Соломон не испытывает затруднений с деньгами, равно как и герцог, о котором мы поговорим позднее.
Итак, денежный долг растет – растет и масса психического вытесненная в Тень. В определенный момент происходит прорыв – некий материал выходит из тени, Соломон предлагает Альберу неприемлемое действие – убить отца. В результате этого прорыва Альбер решает обратиться за помощью к Герцогу, чтоб образумить отца и получить денежное содержание. Герцог, в этом произведении, олицетворяет сильное Эго, взрослую часть личности. Это означает, что Эго наконец-то обращает внимание на конфликтующие стороны, выводит их из забытья, освещает светом сознания.
Герцог приглашает обоих баронов к себе, где каждый говорит свою точку зрения. Накал конфликта возрастает, перед лицом Эго все мотивы и действия становятся очевидны, автономные комплексы больше не автономны и сталкиваются друг с другом на поле сознания. Как говорили бессмертные Ильф и Петров – победила молодость. Родительская установка, которая и удерживает анальную фиксацию, отстаивает свои позиции с помощью рационализации (Барон говорит: «Доказывать не стану я, хоть знаю, Что точно смерти жаждет он моей»). Но будучи уличённой во лжи (Альбер в лицо говорит своему отцу: «Барон, вы лжете»), она аннигилирует под осознанием ложности своих рационализаций, причём драматически. Не выдержав обличительных речей Альбера, старый барон умирает. По сути это означает отмирание старых закостенелых родительских установок, и освобождение внутреннего ребенка от «голодной участи».
Ситуация столь запущенна, что ключ (символ власти), оказывается в руках инфантильной части личности и Герцог (взрослый, здоровая часть эго) может взывать к нему, но не более.
Стоит отметить, что поступок молодого барона означает свержение авторитета отца, что в некотором роде он сам себе становится отцом. Это ключевой момент терапии в преодолении влияния Супер-эго – низвержение авторитета, провозглашение себя конечной инстанцией.
Давайте попробуем увидеть, какие архетипы скрываются за каждым персонажем.
Накапливающий старый рыцарь наводит на мысль об Аиде – удерживающем все в подземном царстве и не выпускающего наружу.
Соломон – искуситель и сукин сын – за ним ясно видны рожки Люцифера, риск и соблазн, запрет и его нарушение. Сколько людей предпочитают не разрешать конфликтов своей совести, а идти на компенсирующую сделку с Люцифером.
Молодой рыцарь – на нем лежит печать Кроноса – ограничитель всего сущего, неумолимое Время дающее срок всему и ограничивающее во всем. Альбер заперт в своей бедности и не может выбраться своими силами. Однако после смерти старого рыцаря мы видим другой архетип – Героя. Мифологически Кроноса оскопляет его сын – Зевс. И Зевс это очень хорошее воплощение фигуры отца в себе, хороший архетип для преодоления отцовского комплекса и рождения Героя.
Герцог – Аполлон – трезвый анализ и рассуждение, расчленение и освещение светом сознания и рациональности.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 916;