Глава 14. Валаамова ослица и победа над догмами Супер-эго[20].
Вкратце: Царь Моава Валаак пригласил известного мага и пророка Валаама, чтобы тот изрек магическое проклятие против народа Израиля, только что пришедшего из Египта (и представлявшего опасность для моавитян). Бог (Яхве) воспретил Валааму произносить проклятие. Царь прислал ещё более почетные приглашения, и сомневающийся Валаам отправился в путь. По пути ослица Валаама увидела незримого для Валаама ангела, преграждающего путь, и заупрямилась, а затем обрела дар речи, чтобы предупредить о воле бога.. В результате вместо неразрешенного проклятия Валаам трижды благословляет народ Израилев к вящему неудовольствию царя Валаака. С деталями подробно: «Ветхий Завет. Книга Чисел», главы 22-24.
Но самым увлекательным было понять не только ту давнюю историю с магами, ангелами, проклятиями и благословениями, а попытаться услышать то послание вне времени, которое через гениального художника воплотилось в картину и дошло до современности. Да, варианты этой истории случаются с каждой человеческой душой, живущей в теле. Внешне каждый раз по разному, а по сути - одно. Итак: Ум (эго) еще не понял, что произошло, но уже разгневался из-за неповиновения своей животной части (голоса инстинктов). «Как это? Эта упрямая скотина меня не слушается! Да я её сейчас! Я тут главный! Хочу милую хочу-казню!». То есть, установки и убеждения эго (возничий на картине), навязанные супер-эго (два всадника на конях за спиной возничего), пытается вытеснить прорвавшийся из бессознательного голос инстинкта (ослица) обратно, задавить, уничтожить (в пределе) его. Совершенно забыв о наличии Нечто над ним. И это Нечто можно назвать по разному: «озарение свыше, голос богов и т.д.). Очевидно, что вмешивается острая вспышка осознания, за которой стоит архетип Урана (меч в руке ангела). И эта вспышка сознания не просто падает дождём в землю бесследно (ин-форма), а обладает силой изменить форму (транс-форма). И не послушать это озарение опасно –тут же рядом две небольшие тёмные фигуры как представители подземного мира. Они готовы проводить душу, если она расстанется с телом. И куда поедем? Всюду смерть! Или тела или программ супер-эго. Под инфляцией которых находится эго. Ситуация трансформационная. Примеров в жизни множество и в совершенно различных контекстах.
Самые очевидные: человек чувствует необъяснимую тревогу в день, когда нужно лететь на самолете, но билеты куплены и там ждет запланированная встреча и неотложные дела. Но неожиданное осознание вдруг заставляет помедлить и вы опаздываете на самолет, который … разбивается. Или совсем из другой сферы. Вы добропорядочный муж (жена), настроенный пуритански. И вдруг вас поглощает ослепляющая страсть. Вы, конечно же, пытаетесь бороться с ней, вытесняете из сознания. Но что-то вдруг, дает понять, что в этой страсти для вас шанс прожить нечто столь важное, что не даст окончательно уснуть. А то и вообще умереть вашей душе обывателя. Вы перестаете бороться с ней и ваша жизнь трансформируется…
И не сочтите за насмешку - по аналогии с правилами дорожного движения, гений Рембрандта написал целый раздел «правил душевного движения» при пересечении личного и надличностного. Вспомним Юнга, который говорил, что голос инстинктов – это голос богов. Рембрандт в пространстве души рисует не просто ветхозаветный сюжет, он рисует знак «уступи дорогу надличностному».
Несомненно, аналогия грубая и не отражает всех аспектов взаимодействия эго, ид и супер-эго. В случае «добровольного принятия правил», эго вынуждено следить дабы «не проскочить на красный» и вовремя «уступить дорогу» как бы страшно не было.
Вернёмся к Рембрандту... Почему он выбрал именно этот сюжет для картины - можно только предполагать. В 1626 году (время написания) ему 20 лет. Он успел: закончить школу ,поучиться в университете и бросить учёбу... Уже несколько лет назад он принял главное решение-стать художником. Он активно постигает секреты мастерства. В следующем 1627 году он откроет свою мастерскую. Вскоре появятся ученики. Впереди богатство и унизительная бедность, любовь и смерть любимых женщин, рождение и смерть детей… Много всего… «Даная», «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», десятки других работ… Без них мир уже не представить. Это будет это было... Снова и снова озарение потрясает до глубины души. Рука, замахнувшись, чтобы укротить порыв, замирает на полпути. Возможно именно в 20 лет художник пережил необычайную страсть, которая осталась в его душе, как муза, дарящая вдохновение, из-за которой ему пришлось даже бросить университет? Или он пережил смертельную опасность? Понятно, что через картину является сон коллективного бессознательного, символы которого отражают напряжение между инстинктами, эго и супер-эго. Вряд ли великий художник мыслил этими категориями. Он просто написал этот архетипический сон, а что происходило в это время в его жизни (особенно внутренней) – остается только догадываться. Несомненно одно - смерть отступает, а жизнь- продолжается.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 797;