Вопрос. Понятие общества является одной из центральных категорий социологии как науки об обществе

Понятие общества является одной из центральных категорий социологии как науки об обществе. Именно поэтому социология должна ответить на вопрос: что же такое человеческое общество? Какова его специфика как социального явления? И в конечном итоге, что определяет общество от природы? Что способствовало выделению человека из природы?

Содержание понятия «общество» изменялось в соответствии с конкретно-историческими условиями существования человечества. Выделим основные исторические этапы становления понятия «общества», что, в конечном счете, привело к появлению самостоятельной науки об обществе - социологии.

Древние не отделяли человека от природы, космоса. «Космическое мироощущение» господствовало на протяжении тысячелетий в высокоразвитых цивилизациях древности: Египте, Вавилоне, Древней Греции, Китае, Индии. Слово «космос» в его донаучном значении означало «порядок». Применялось оно и для обозначения воинского строя, и государственного устройства и даже по отношению к украшающей себя женщине (приводящей себя в порядок - отсюда «косметика»). Долгое время в социальной мысли общество отождествлялось с государством. Платон выделял основными функциями общества: защита ; поддержание порядка внутри страны.

Средневековье сохранило данную трактовку человека и мира как микро– и макрокосмоса.

– Социальная мысль Нового времени в трактовке общества исходила из концепции «естественного состояния» и «общественного договора». В основу общества положены взаимная полезность людей, договорные начала.

5. В современных условиях понятие «общество» подвержено переосмыслению. Это происходит в связи с тем, что формируется всепланетная и глобальная цивилизация. Она основывается, с одной стороны, на том, что мировое сообщество неделимо, а с другой, на плюрализме, самостоятельности народов, культур.

В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей - человеческое общество, социум.

В социологии выделяются три группы факторов, которые раскрывают специфику человеческого общества. Это ТРУД, ОБЩЕНИЕ, ПОЗНАНИЕ.

ТРУД - специфически человеческая, целесообразная деятельность направленная на преобразование окружающей среды. Труд рождается и существует как результат взаимодействия людей: начиная с природно-биологического, материального, экономического и кончая духовным общением.

ОБЩЕНИЕ - это вторая группа факторов, определивших выделение из всего сущего человеческого общества. Другими словами - коллективный характер деятельности людей. Аристотель рассматривал человека как «общественное животное», которое не в состоянии самостоятельно обеспечить свою жизнь. Коллективность, таким образом, изначальное условие выделения человека из природы. Именно в коллективе человек формируется как неповторимая личность.

ПОЗНАНИЕ - Третью группу факторов становления человеческого общества составляют сознание, интеллект, духовное содержание человеческой деятельности. Каждое общество основывается на определенных ценностях и нормах, эрозия которых влияет на трансформацию как общественных отношений, так и самой цивилизации.

Подходы к определению :

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество:

– узкий социологический

– широкий философский.

Оба они по-своему правы и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления.

В узком смысле под обществом понимают:

·определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности,

·конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

·сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.

Небезынтересен вопрос о соотношении понятий «общество», «государство», «страна». общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство – как искусственный политический конструкт – учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие – «страна» – также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства и описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образова­ние, имеющее государственные границы. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Итак,страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство).

Обществосоциальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Необходимо заключить: понятия "общество", "государство" и "страна" по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же. И эти разные стороны изучаются разными науками (какими именно, подумайте самостоятельно). .

Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств.

Стало быть, понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество – самая большая из проживающих на данной территории группа. Оно обладает рядом признаков.

1. Э. Шилз полагал, что обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

· Ононе является частью какой-либо более крупной системы.

· Браки заключаются между представителями данного объединения.

· Онопополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

· Объединениеимеет территорию, которую считает своей соб­ственной.

· У негособственное название и собственнаяистория.

· Оно обладает собственнойсистемой управления.

· Объединениесуществует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

· Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называюткультурой.

 

2. В 1967 г. Р.Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

· постоянная территория - например, Испания в своих государственных границах;

· пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

· высокоразвитая культура - модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

· политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми.

 

Однако сам Марш видел некоторую ограниченность этих признаков.

Во-первых, культура таких стран как США, Индия, Россия, где проживают представители различных этнических и религиозных групп не имеют общих ценностей, а являются лишь совокупностью субкультур.

Во-вторых, понятие «политическая независимость» вызывает вопросы в связи с тем, что такие страны как Канада, Мексика считаются политически независимыми, но экономически они полностью зависят от инвестиций США. Таким образом, говорить об их политической независимости крайне проблематично (Панама, Сальвадор).

 

3. Другие социологи и политологи, а именно Д.Аберле, А.Коэн, К.Дэвис, М.Леви и Ф.Саттон в 1950, а Т.Парсонс в 1966 г. предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность».

– способно прокормить себя, не прибегая к внешним заимствованиям,

– способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы,

– создавать весь комплекс культуры - от высокой до народной и популярной

– главное – экономическое требование – наличие у страны валюты, сохранение платежеспособности и возможность оплачивать долги.

4. Сторонникиконцепции мирового сообщества видят в обществе наднациональную, мировую системуДействительно, потоки информации, телевидение, телефонная связь, Интернет не знают национальных границ глобальная деревня»Маклоуэн). Они объединяют людей в единое общество. В таком случае национальные общества отходят на второй план.

В таком случае Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами. Европа тоже не является обществом. Только всеобщая мировая система соответствует понятию «общество».

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем двумястами обществами, существующими на планете. А если быть верным коммуникативному подходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества – мирового.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Подсистемами именуют "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1. Атомистическая теория ( Дж. Дэвис) - общество – «паутина межличностных отношений, чувств, сотканной человеком – прямо - с немногими и – косвенно – со всем миром.

2. Сетевая теория (Г.Зиммель, Р.Берт)). Общество – взаимодействие индивидов, которое складывается ради целей или вследствие влечений: эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра, предпринимательство, стремление помочь и др.мотивы побуждает человека к деятельности радидругого; сдругим, против другого.

3. Институциональная теория (Т.Боттомор, С.Липсет): Общество - это система социальных институтов, организаций, которые гарантируют устойчивость, удовлетворение потребностей.

Существуют и другие подходы.

4. Отечественные социологи добавляют к названным характеристикам свои признаки

Целостность - важнейший системообразующий признак. В основе развития общества лежит деятельность людей, направленную на сохранение воспроизводства социума (общества).

Устойчивость - определенный консерватизм. Может основываться на власти, общих ценностях.

Способность к саморегуляции. Процесс саморегуляции предполагает 1) выработку определенных правил, требований, норм, запретов и дозволений; 2) а также функционирование определенных управленческих структур в экономике, органов политического и правового регулирования.

Автономность и самодостаточность. Данные характеристики связаны с саморегуляцией общества. Общество регулируется с помощью институтов и органов, которые создаются внутри самого общества. Это также относится к нормам и принципам. Они не привносятся извне, а вырабатываются самим обществом. Самодостаточность обеспечиваются способностью накормить, защитить, социально обеспечить, создать свою валюту, возможность оплачивать долги.

Подведем итоги.

Общество – это система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.

Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями.

И, наконец, общество как целое, обладает новыми качествами, которые не имеют входящие в нее элементы, системным качеством.

Общество –это относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми, которая поддерживается

- силой обычая, традиции;

- закона;

- социальных институтов

и основывающаяся на определенном способе производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Вопрос

Прежде, чем мы начнем рассматривать структуру общества, следует обратиться к тем понятиям, которые раскрывают её специфику: социальное взаимодействие (интеракция), социальное действие, социальные отношения. Последние, являются первокирпичиками социологии.

Действие, направлен­ное на другого человека (а не на физический объект), вызыва­ет обратную реакцию, следует квалифицировать каксоциаль­ное взаимодействие.

Взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодей­ствие.

Действие можно подразделить на четыре вида:

- физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге;

- вербальное, или словесное действие, например, оскорбление, выражение приветствия "здравствуйте";

- жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;

- мысленное действие выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальных действий М. Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на дру­гого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В ре­зультате мы получаемпервую типологию социального взаимодей­ствия (по видам):

- физическое,

- вербальное,

- жестовое.

Типологизировать социальное взаимодействие можно по сферам жизни:

- экономическая сфера, где индивиды выступают как соб­ственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;

- профессиональная сфера, где индивиды участвуют как во­дители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;

- семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрач­ных;

- демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтничес­кого взаимодействия);

- политическая сфера, где люди противоборствуют или со­трудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты госу­дарственной власти: судьи, полицейские, присяжные, диплома­ты и т.д.;

- религиозная сфера подразумевает контакты между предста­вителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к обла­сти вероисповедания;

- территориально-поселенческая сфера – столкновения, со­трудничество, конкуренция между местными и пришлыми, го­родскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

 

Принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодей­ствие относится к способам, при помощи которых партнеры со­гласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефи­цитные (редкие) ресурсы.

Кооперациясотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разде­ление труда.

Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обла­дание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефи­цитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (груп­пы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осоз­нают, что в одиночку они достигнут большего. Она является со­циальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкури­рующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, со­ревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мир­ным путем, это называется конкуренцией. А когда это проис­ходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт – война.

Социальные отношения – это система социальных взаимодействий, имеющая длительный, систематический и самовозобновляющийся характер, объединяющая множество предметов связи.

 

Перейдем к проблеме структурирования общества.

Социальная структура – анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функцио­нально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Общество как система имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру.

Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Существуют несколько критериев структурирования.

1.Выделяютгоризонтальную и вертикальнуюструктуры:

А) Горизонтальная структура.

Расслоение общества, которое обусловлено естественно-природными факторами: по полу, возрасту, расовым признакам.

- социально-территориальные общности (жители города и села);

- социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, молодежь);

- социально-этнические общности (род, племя, народность, нации).

Между элементами горизонтальной структуры отсутствуют отношения господства и подчинения.

Б) Вертикальное расслоениепредставлено различного вида социальными структурами:

Тип структуры Основание выделения Тип общества
кастовая социальное происхождение; профессиональная принадлежность древне индийское
сословная социальное происхождение рабовладельческое, феодальное общество
классовая экономические факторы: отношение к средствам производства буржуазное общество (промышленное)
стратификационная уровень дохода, престиж, власть постиндустриальное (информационное) общество

 

 








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1344;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.039 сек.