Согласно третьей типологии, общества также делятся на две группы - простые и сложные.Критерием выделения выступает число уровней управления и степень социального расслоения.

ПРОСТЫЕ ОБЩЕСТВА:

К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат.

В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обна­руживают живые осколки старины — примитивные племена бро­дячих охотников и собирателей.

Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты:

– эгалитаризм, т.е. социальное, экономическое и политическое равенство,

– относительно небольшие размеры объединения,

– приоритет кровно-родственных связей,

– низкий уровень разделения труда и развития техники.

Социальное равенство означает отсутствие классов и сосло­вий, деление людей на бедных и богатых.

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и родукту труда (пище). Все находилось в коллективной собственности племени.

Политическое равенство означает отсутствие управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) про­стых обществ:

локальные группы,

• первобытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подразделяется на . два периода:

а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы (за рубежом они называются "бандами", или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, свя­занных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищ­ническому, или потребляющему хозяйствованию: человек сры­вает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусственного разведения.

Локальные группы не имеют постоянного жилья. Их заменя­ют временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возводят временные лагеря, где оставляют женщин, детей и ста­риков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемеща­ются на очень далекие расстояния, охотясь или собирая расте­ния. Для одной такой группы требуется площадь в несколько сот квадратных километров.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа отко­чевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от се­зонных созревании плодов, нереста рыбы, передвижения и раз­множения животных. За год группа 4-5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.

Первобытные общины более сложный тип социальной организации. Родовые общины – это союз нескольких локальных групп (сотни человек), связанных между собой узами кровного родства. Соседские общины – объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией. Вплоть до XX века в России и Индии существовали соседские общины. В России они назывались рус­ской поземельной общиной. По численности они доходили до нескольких сотен и тысяч человек, составлявших союз несколь­ких селений.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Ста­ло быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. От охоты и собирательства люди перешли к огородни­честву (бахчевое овощеводство) и пастушеству (скотоводство).

Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, ок­руженные огородами и загонами для скота.

Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем пре­вращались в культурные (а благодаря каким процедурам это про­исходило — подумайте сами).

Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гума­низм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, за­колоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.

Оседлый образ жизни сделал возможным переход от родовых групп к. соседским общинам: несколько групп кровных родствен­ников селились рядом и соединялись взаимными браками, а так­же кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории.

Так постепенно зарождается семья уже в современном понима­нии. Возникает разделение труда между мужчиной и женщиной, между детьми и взрослыми, между взрослыми и стариками. Склады­ваются первые социальные нормы в виде табу (абсолютных запретов). Возникают первые признаки имущественного неравенства.

Переходной формой от простого к сложному обществу слу­жатвождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху вниз из-за ма­лой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в наукеназывают ранжирован­ным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 990;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.