Постиндустриальное (постсовременное, постмодерное).
4. Традиционно выделяют формационный подход. В середине XIX века К. Маркс предложил свою формационную типологию обществ, получившую широкое распространение, особенно в нашей стране. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности.
Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими двумя признаками, составляют однуобщественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации – первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую.Пятой объявлялась коммунистическая, которая должна наступить в будущем. Общественно-экономические формации он рассматривал как последовательные ступени лестницы, по которым народы мира продвигаются в процессе исторической эволюции. Некоторые из наиболее крупных стран, прежде всего многонациональных, внутренне не однородны и включают в себя локальные образования, воспроизводящие, хотя и в превращенном виде, предшествующие формации. А кроме того, мы найдем на земном шаре и такие области, где господствуют или сохраняются в модернизированном виде феодальные, рабовладельческие или даже первобытно-общинные отношения. Передовая Америка и отсталый Бангладеш - соседи по формации, если базируются на капиталистическом типе производства.
5. Братья Ленски Дж. и Г. (1970) классифицировали общества по способу получения средств к существованию:
Согласно этому критерию все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы:
·общество охотников и собирателей,
·общество огородничества,
·общество скотоводов,
·земледельческаяцивилизация,
·индустриальное общество.
Самый древний способ пропитания - охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из небольших кровно-родственных групп (их называют трибы), состоящих из 40-60 человек и отделенных друг от друга огромными пространствами. Их основу составляли несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы, постоянно живущие друг с другом и редко встречающиеся с другими группами, находились в родственных отношениях. Так продолжалось несколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по историческому времени тип общества.
На смену ему пришли два других типа общества и способа производства - скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом).
Скотоводство - более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных (вспомните, как еще он называется). Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем добывать их на охоте.
Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.
С земледелием (аграным обществом) связывают зарождение государства, городов, классов, письменности. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.
Земледельческое, или аграрное, общество 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность).
Наступила эра индустриальногообщества.
Промышленные общества возникли в современную эпоху в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые общества этого типа возникли в северной Америке, Европе, в Восточной Азии (Японии, Тайване, Гонконг, Ю.Корея).
Одно из наиболее важных исследований допромышленного и современного обществ предпринял немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855-1936). Он ввел термин «Гемайншафт» (Gemeinschaft) - общинность и «Гезельшафт» (Gesellschaft) – городское общество.
Первый термин относится к традиционному обществу, сельской общине.
Второй – к городскому промышленному обществу. Различия между ними проявляются в разных сферах жизни. Личные, интимные, первичные социальные связи, характерные для «общины, в городском обществе превращаются во вторичные: опосредованные, безличные. Рассмотрим их.
Экономическая:
1.Люди живут в соответствии с общинными принципами (взаимопомощь,взаимовыручка)
2.Взаимоотношения основаны на стремлении к личной выгоде.
Социальная:
1.Основано на традиционных обычаях, верованиях, неписанных законах.
2.Основано на формальном праве, закрепленных законах.
Разделение труда:
1.Ограниченная специализация, складывающаяся на основе родственных связей.
2 Выделение профессиональных ролей, не связанных с семейными связями.
Культура:
1.Формируется на основе религиозных ценностей.
2.Формируется на основе светских ценностей.
Социальные институты:
1.Семья, соседи, община.
2.Крупные объединения, организации (правительство, партии, добровольные ассоциации).
7. Сегодня многие ученые пришли к мнению, что наиболее адекватно отражает этапы развития общества цивилизационный подход. Он захватывает все стороны человеческой жизнедеятельности, все сферы развития общества. Понятие «цивилизация» (civilis - лат. слово - гражданский, государственный, общественный) впервые появилось во французской литературе в XVIII веке. В соответствии с данным подходом выделяются цивилизационные революции.
А. Аграрная (6-8 тыс. лет назад – переход человечества от собирательства к производящей деятельности; большинство занятого населения трудится в аграрном секторе (сельском хозяйстве).
Б. Индустриальная(подавляющая часть людей (три четверти занятого населения) трудится в промышленности (индустрии).
В. .Информационная (большинство занятого населения трудится не в промышленности, а в сфере обслуживания и информации).
Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются:
технология,
способ производства,
форма собственности,
социальные институты,
политический режим,
культура, образ жизни,
численность населения,
социальная структура общества.
А) Аграрныеобществапоявились в различных регионах страны в результате неолитической революции (См. ниже). Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, которую легко можно обменять на другие товары. Избыточный продукт, характерный для эпохи вождеств, сменился прибавочным продуктом, который в отличие от первого можно использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. По существу избыточный продукт ненамного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку приходится влачить жалкое существование и весь рабочий день посвящать добыванию пищи. Недаром социологи говорят, что традиционное, и прежде всего первобытное общество, это то, где у людей нет досуга.
Итак, сложное общество — это эпоха прибавочного продукта. Он появился впервые за всю историю человечества. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса.
Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком. И виной тому стали рост производительности труда и возникновение прибавочного продукта. У него есть отличительная черта: прибавочный продукт создается одним человеком, а присваивается другим. Присваивает господствующий класс, который в конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта — демонстративное поведение: приобретение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.
Но ведь зарождение праздного класса свидетельствует об ог-ром'ном прогрессе человечества. Если есть люди, которые живут, нигде не работая, значит, в обществе появилсядосуг — время, свободное от труда и домашних забот. Несказанно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т.п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслуживающие экономические интересы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т.п.).
В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).
Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возделывания вынуждали людей "кучковаться" в новый тип социальной общности — в территориальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков.
Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые государствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу.
Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом.
Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности.
Усложнилась социальная организация общества. Коллективная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это подразумевает кардинальную ломку прежней организации семьи. На смену групповому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа (или близкого к нему).
Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работающее большинство и неработающее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт.
Доиндустриальный тип господствует в Африке, Латинской Америке, Южной Азии. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Главным определяющим началом жизнедеятельности в таких обществах является состязание человека с природой.
Б) Теория индустриального общества была сформулирована в двух вариантах французским социологом Р. Ароном в лекциях, прочитанных в Сорбонне в 1956 - 1959 гг., и американским экономистом и политологом У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» (1960 г.).
Теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного«традиционного» общества (в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия) к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1167;