Развитие русской социологии: особенности, этапы, представители.
1. Предсоциологический этап развития социальной мысли в России.
2. Исторические этапы развития социологии как самостоятельной общественной дисциплины.
1 вопрос.
Русская социология имеет как общие с западной социологией черты, так и особенности, определяющие ее специфику.
Общее:
1) Так же как и в мировой социологии здесь действовала закономерность выделения социологии из социальной философии. Чисто социологические теории у нас появились лишь в начале ХХ века. До этого российская мысль формируется как философия истории, особенно в первой половине XIX в.
2) Как и на Западе социология возникает в России в процессе перехода к индустриальной стадии. Однако индустриализация шла у нас по «догоняющему» варианту, который характеризовался,
во-первых, существованием деспотического политического режима,
во-вторых, слабостью гражданского общества,
в-третьих, патриархальностью большинства населения,
в-четвертых, сильными позициями радикалов.
В виду этого, социологи России были заняты преимущественно проблемой приемлемости капитализма для российской действительности. Сможет ли западная модель прижиться в России. В этой связи особую роль отводили российской общине и обоснованию особенности «русского пути» развития.
Русская социологическая мысль в своем развитии прошла ряд этапов.
1. Предсоциологический этап развития российской социальной мысли.
2. Собственно исторические этапы развития русской социологии:
1) Предсоциологический этап берет свое начало со времени принятия православия на Руси. А) Социальная мысль вплоть до XVIII века была представлена религиозной формой. Это 1-й подэтап или период. Б) Начиная с XVIII века начинается новый период в развитии социальной мысли в России. Он характеризуется появление светского знания, т.е. независимого от религиозного.
Социальная мысль как светское знание стала появляться в ходе и результате реформ Петра Великого. Определилась и центральная тема размышлений: путь России. Стремление Петра внедрить в российскую жизнь европейские социальные формы без учета социокультурного контекста заложило противоречия как всего последующего развития России, так и российских социально—философских поисков, которые велись в пространстве между альтернативами: за или против петровских реформ, самобытность или общечеловечность.
XVIII век - это век просветительской философии, которая закладывает основы социальной мысли России. Огромное влияние оказали реформы Петра I, которые поставили перед мыслителями ряд вопросов:
- выбор исторического пути России;
- пригодности европейского опыта для самобытной Руси.
В этот период, в первой половине XVIII века, ученых интересовали проблемы государства, политической власти.
В первой половине века можно наблюдать весьма любопытную тенденцию обоснования с помощью просветительских идеалов, идей естественного права необходимости деспотического социально-политического устройства (Ф. Прокопович, 1681—1736; В. Н. Татищев, 1686—1750). Заметим, что проблемы государства, политической власти с этих пор вообще становятся постоянной темой российской социальной мысли.
Во второй половине XVIII в. выделяется группа просветителей либерального толка (Д.С. Аничков, 1733—1788; Я. П. Козельский, 1728-1794; А. Н. Радищев, 1749-1802), которые более объемно, критически рассматривают петровские реформы и одновременно стремятся выделить структурные элементы общества, выяснить их роль в социальном процессе. В частности, представляют интерес анализ хозяйственной деятельности как ключевого фактора общественного прогресса (С. Десницкий), обращение к проблеме общины, ставшей в дальнейшем ведущей темой российской социальной мысли, обоснование роли географического фактора в истории (А. Радищев) и др.
Особое место в анализируемом процессе занимает первая четверть XIX в., когда начинается (по выражению А. И. Герцена) "великий ледоход" русской мысли и фактически рождается национальное философское сознание в форме философии истории.
Мыслители первой половины XIX в. закладывают, можно сказать, программу социологического поиска, которая и будет реализована во второй половине XIX-начале XX в.
А. И. Галич (1783—1848) формулирует основы антропологической традиции российской философии и социологии. Н. И. Надеждин (1804—1856) вводит в социальную мысль идею историзма и во многом выступает & качестве основоположника теоретической -социологии в России. П. И. Пестель (1793—1826) выдвигает идею революционного преобразования общества как способа его прогресса.
Особое место принадлежит В. Н. Майкову !!!!(1823—1847), который первым познакомил Россию с идеями О. Конта и начал говорить на социологическом языке. В статье "Общественные науки в России" (1845) Майков, не принимая контовский термин "социология", ставит задачу формирования новой "Социальной философии" как общественной науки о законах социальной жизни людей и народов.
Одной из самых замечательных фигур XIX в. является П. Я. Чаадаев (1794-1856), своим знаменитым философическим письмом, опубликованным в 1836 г.; задавший направление философско — социологических поисков в России. Без уяснения концепции Чаадаева невозможно понять как логику развития российской социальной мысли, так и ее пафос.
Не принимая упрощенных идей просветительского прогрессизма, Чаадаев в своей философии истории ставит задачу – найти новые способы осмысления социальных фактов, исходя из единства истории человечества и ее законосообразного характера. Проблема фиксируется в логике единства общечеловеческого и национального, проявления родовой сущности человечества в национальной форме.
Чаадаев формулирует некоторые законы общечеловеческого прогресса и в их плане рисует трагическую и безысходную картину российской жизни. У нас нет традиции, естественного прогресса, все основано на подражании и заимствовании, нам не хватает устойчивости, упорядоченности, внутреннего единства, мы живем без убеждений и правил — такие горькие характеристики дает Чаадаев российскому обществу.
Он приходит к выводу о неисторичности русского народа, выпадении его из общечеловеческой логики: "Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и будущего, среди плоского застоя"; "Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру"; "Глядя на нас, можно сказать, что, по отношению к нам, всеобщий закон человечества сведен на нет".
В последующем Чаадаев ("Апология сумасшедшего", 1837) несколько меняет ракурс рассмотрения в сторону оптимизма исходя из идеи неактуализированности сил русского народа, что является залогом его подключения к общечеловеческому прогрессу, возможности подчинения себе своего будущего. Нужно только сделать правильный социальный выбор, поняв особенности России, в частности особую роль в ее истории географического фактора. И Чаадаев формулирует мысль, ставшую программной для всех последующих философских и социологических поисков в России: "...у меня есть убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество".
Идеи Чаадаева нашли продолжение в сформировавшихся в 40 - е гг. XIX в. двух оригинальных направлениях российской социально –философской мысли – западничестве и славянофильстве.
Если Чаадаев сформулировал программу российской общественной мысли, то славянофилы и западники задали модель ее развития, и именно "в рамках этой модели эволюционировали философия и социология России, сформировались ведущие социальные концепции. Перед обоими направлениями стояла одна проблема"— судьба России; у них были одна логика и один метод, одни и те же заслуги и слабости. Расхождения же шли по вопросу о том, что понимать под социальным развитием и как оно должно осуществляться:
– путем ли органического прорастания социальных форм в процессе естественной эволюции самобытной культуры (славянофилы),
– или путем более или менее насильственного внедрения социальных форм в соответствии с рационалистическим идеалом (западники).
В этом ключе представители обоих направлений сформулировали ряд идей и категориальных структур, получивших в дальнейшем социологическую интерпретацию.
В славянофильстве (И. В. Киреевский, 1806—1856; А. С.Хомяков, 1804-1860; К. С. Аксаков, 1817-1860 и др.) можно выделить следующие идеи социологического значения:
самобытность культурных типов;
органичность социальной эволюции;
община как социокультурная структурообразующая форма социального бытия;
соборность как принцип организации и идеал социальной жизни, в которой личное и общественное соразмерны при их равномощности;
отрицание государственности и элементы анархизма;
особая роль духовной, в том числе религиозной, внерациональной детерминации социального поведения людей и др.
Что касается западничества (Г. Н. Грановский, 1813—1955; В. Г. Белинский, 1811-1848; А. И. Герцен, 1812-1870; Н.Г.Чернышевский, 1828—1889 и др.), то здесь выявились такие наиболее значимые идеи:
единство мировой истории и ее законе — мерный характер;
проповедь революционного прогрессизма (в радикальном крыле западничества);
анализ массового субъекта социальных преобразований (народ, классы);
концепция социальных конфликтов и др.
Заметим, что многие идеи западнического направления, особенно идеи Чернышевского, непосредственно перешли уже в собственно социологию, но с поправками, учитывающими славянофильский подход.
В качестве итога предсоциологического этапа российской общественной мысли могут быть рассмотрены идеи К. Д. Кавелина (1818—1885), во многом переходной фигуры, сочетавшей в своем творчестве элементы и социальной философии, и социологии. Кавелин стремился выйти за пределы западничества и славянофильства и заложить основы новой социальной науки. В этом плане он сформулировал ряд идей, ставших центральными в российской социологии.
Стержень размышлений Кавелина – поиск социальных форм, которые позволили бы органично сочетать общечеловеческое и национально– самобытное при приоритете последнего. По его мнению, "общечеловеческие идеалы могут быть только продуктом самодеятельного народного гения, результатом народной жизни" и "их нельзя переносить и пересаживать из одной страны в другую". Не соглашаясь с идеями ф. М. Достоевского и других об изначально высокой нравственности русского народа, Кавелин подчеркивает необходимость конкретного анализа его "характеристических свойств и особенностей", придающих ему "отличную от всех других физиономию".
Именно поэтому внедряемые социальные формы определяют жизнь народа "лишь настолько, насколько им ассимилированы и усвоены, а усвоено и ассимилировано может быть только то, что отвечает существу и потребностям народа".
Кавелин обращается и к другому ключевому сюжету российской мысли – проблеме прогресса.
Социальный прогресс, полагает мыслитель, выражается не в изменении внешних социальных форм, но во внутреннем саморазвитии личности, ее культуры; прогресс возможен только там, где есть развитая личность. Обосновывая данный тезис, Кавелин подчеркивает особенности социального познания, обращается к элементам социальной психологии и т. п. Таким образом, мы видим у него движение к этико -психологической школе, ставшей стержневым направлением российской социологии.
В итоге сложились две противоположные тенденции социальной мысли — утопизм и реализм. Политически воплотившиеся в программах радикального народничества и либерализма.
Утопическая линия характеризовалась одномерностью социального мышления, исходила из представления об обществе как механическом агрегате и из принципа социального конструктивизма. Считалось, что достаточно определить научный социальный проект – и можно осуществить его революционным путем, полагаясь на субъективный фактор, волю к изменению, благодаря чему произойдет ускорение исторического процесса.
Реалистическая же линия утверждала многофакторный подход, понимание общества как сложного динамического равновесия, обосновывала необходимость соразмерной эволюции субъекта и социальных форм. Особое внимание обращалось на поиск способов согласования интересов различных субъектов, на практический гуманизм, на внутреннюю духовную революционность. Утверждались идеи социального плюрализма, равномощности целого и части (общества и личности), взаимной помощи, кооперации, солидарности.
Закономерно, что стремление найти "формулу, прогресса" и обосновать пути ее воплощения в реальность выдвинуло в центр социологии проблемы социального поведения, социальной мотивации и социальной структуры. Этим определяется очень раннее обращение исследователей к закономерностям социально—психологического взаимодействия, к проблеме "личность и группа" и т. п. Более того, психологическое направление выступило ведущим в российской социологии, во многом определив ее своеобразие.
Отмеченные черты и особенности российской общественной мысли показывают, что ключевое положение в ней занимает проблема человека, она внутренне антропологична. Отсюда популярность идеи "нового человека", опасность которой была осознана слишком поздно. Отсюда же тенденция этизации социологии, вплоть до полного отождествления этического и социологического рассмотрения общества.
Итак, на предсоциологическом этапе российская общественная мысль сформировала программное поле социологических исследований, поставила ряд кардинальных вопросов, заложила основы социальной методологии. В итоге вторая половина XIX в. и становится тем периодом, когда рядом с социальной философией возникает и бурно развивается российская социологическая наука.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1973;