Признаки криминального профессионализма
Одной из целей аналитической разведки преступной деятельности в рассматриваемой сфере бизнеса будет установление признаков криминального профессионализма лиц, задействованных на различных "технологических" площадках.
И в связи с этим отметим (еще раз напомним) наиболее важные (значимые), которые Вы изучали в курсе криминологии.
Устойчивый вид преступного занятия. Все члены преступной группировки "играют" определенные роли в исполнении преступного замысла на каждой "технологической" площадке. Регулярно (систематически) выполняя отведенную роль, каждый член преступной группы совершает однородные преступления, направленные на удовлетворение тех или иных потребностей. Это вырабатывает определенные привычки, переходящие в норму поведения с четкой установкой на избранную лицом деятельность. Устойчивость преступной деятельности, несмотря даже на осознание неотвратимости наказания, свидетельствует о твердом убеждении лица в необходимости и приемлемости именно этого занятия.
Следует подчеркнуть, что довольно большая часть преступников, профессионально квалифицированных, нередко являются ранее несудимыми и даже не состоящими на криминалистических учетах.
Следовательно, речь идет о стабильном виде противоправного занятия, когда преступники, не попадая в поле зрения правоохранительных органов, порою длительное время совершают однородные преступления, важным показателем, которого выступает множественность угонов, переоборудования и переоформления украденных машин, фактов их продажи целиком или в виде запчастей.
Необходимые познания и практические навыки (квалификация). Выполнение преступных деяний требует определенных навыков и знаний. Повышение уровня знаний в обществе, технической оснащенности также отражается на содержании криминального профессионализма, поскольку при совершении преступлений членам группы приходится сталкиваться с преодолением различных систем технической защиты, пользоваться различными видами оборудования и приспособлений.
Подготовка преступника, с одной стороны, опирается на уже имеющийся криминальный опыт, а, с другой стороны, совершенствуется методом "проб и ошибок" применительно к современным социальным условиям и формам борьбы правоохранительных органов.
Приобретение на практике специальных навыков и знаний, частое их применение обеспечивает преступнику снижение степени риска незаконной деятельности. Стабильность и четкость криминальных навыков зависят от времени, в течение которого действует член преступной группы.
На нашем примере преступного промысла наблюдается яркое профессиональное разделение труда, специализация, более того организация "технологического" процесса реализации преступного замысла, состоящего в многократных повторениях хищения, переоборудования и переоформления, продажи автомобилей.
Участие в деятельности преступной группы – как источник средств существования. Источником средств существования признается определенная деятельность, приносящая доход в виде денег или материальных ценностей, на которые человек живет. Таким образом, доход связан с определенным видом деятельности.
Доход может быть как основным, так и дополнительным, и зависит от потребностей индивида.
Доход преступника имеет то же содержание и назначение, разница состоит лишь в способе его получения. В силу этого допустимо преступный промысел рассматривать в качестве основного или дополнительного источника средств существования.
Связь с асоциальной средой. Человек, вставший на путь совершения преступлений, отказывается тем самым от общепринятых, установленных в обществе социальных норм поведения и приобретает (усваивает) совершенно новые модели поведения, характерные для преступного мира.
Эти изменения в поведении по началу всячески скрываются и проявляются в микро коллективах. Однако внешне они могут быть уловлены сторонним наблюдателем при общении члена преступной группы в своем кругу. В дальнейшем изменения в поведении становятся настолько сильными, что лицо перестает их скрывать или они проявляются неконтролируемо.
Латентный характер связей участников преступной группы. Запрет преступной деятельности в обществе приводит к тому, что эта деятельность всячески скрывается. И в силу этого основа организации криминального бизнеса предполагает маскировку и скрытность выполняемых "технологических" операций на всех площадках и тем более контакты членов преступной группы на всех уровнях.
Выявление латентного характера связей между отдельными лицами, оказывающимися в поле зрения оперативных служб и агентурной сети, может послужить дальнейшей основой проработки отдельных звеньев преступной группы. Именно эта скрытность контактов и выполняемых операций может послужить для оценки деятельности легальных производственных и коммерческих структур, используемых преступной группой в своем промысле.
Безусловно, следует учитывать, что человек, совмещая различного рода занятия, одному из них всегда отдает предпочтение. И по существу там, где присутствует криминальный профессионализм, работа выступает в качестве его официального прикрытия.
Особо следует отметить, что появление коррумпированных связей определяется необходимостью совершать те виды преступных деяний, которые требуют занимания определенной должности.
5. Состояния элементов-объектов первичного структурного уровня
с точки зрения объектно-структурного анализа
Угнанный автомобиль, проходя по "технологическим" цепочкам площадок, переходит от одного состояния к другому.
Выявление автомобиля в том или ином состоянии позволяет предположить или точно знать, какие события с ним уже произошли и какие могут произойти в ближайшее время.
Состояния структурного элемента-объекта – автомобиля (неодушевленного объекта):
- легальный (принадлежащий владельцу, с документами);
- угнанный (находящийся в "отстойнике", с настоящими документами или без них);
- ворованный, разобранный на запчасти;
- ворованный, переделываемый и переоборудуемый;
- ворованный, переоформляемый;
- ворованный, переоборудованный и переоформленный (переоборудованный под подлинные или фиктивные документы);
- легализованный (прошедший регистрацию на подставное лицо);
- псевдолегальный (проданный новому владельцу или реализованный в виде запчастей).
Отслеживание владельца и оценка автомобиля могут составлять достаточно долгий период времени, но собственно переход из состояния легального автомобиля в состояние "угнанного" занимает от нескольких до десятка минут. Этот переход из одного состояния в другое может быть зафиксирован случайными свидетелями, и только в том лишь случае, если они смогли понять смысл происходящего. Настоящий владелец автомобиля с этого момента оказывается жертвой преступной группы. В зависимости от степени готовности бригады специалистов-производственников, подходящего помещения и оборудования в состоянии "угнанного" автомобиль может достаточно длительное время находиться в "отстойнике". При наличии сигнала о хищении автомобиля (официальном обращении владельца с письменным заявлением) у соответствующих подразделений ОВД есть реальная возможность отыскать автомобиль, особенно в случае наличия у него поискового радиомаяка. Параллельно процессу нахождения в "отстойнике" автомобиль может перейти в состояние "ворованного" при наличии в руках преступников настоящих регистрационных документов автомобиля и осуществляемых операциях подделки документов или изготовления фиктивных.
Момент начала экспресс-оценки автомобиля можно сопоставить с переходом в новое качественное состояние "ворованного и переделываемого". И далее в этом состоянии автомобиль будет пребывать наибольшее время по сравнению со всеми остальными "технологическими" операциями. В течение всего этого времени сыскные подразделения ОВД имеют возможность взять с поличным членов преступной группы, осуществляющих переоборудование ворованных машин. При этом возможно решение вопроса целесообразности об оперативной разработке этого звена преступной деятельности с учетом перспективы документальной фиксации последующих "технологических" звеньев и лиц, участвующих в незаконном промысле.
Параллельно процессу переделки автомобиля может происходить процесс изготовления фиктивных документов и незаконной регистрации номерных узлов и агрегатов в соответствующих органах. И таким образом автомобиль приобретает дополнительное состояние "переоформляемого".
Завершением этого состояния автомобиля будет незаконная регистрация "ворованного, переоборудованного и переоформленного" на подставное лицо, от имени которого и будет в дальнейшем производиться продажа автомобиля. Таким образом, автомобиль переходит в состояние "легализованного". И окончательно после его продажи и официальной фиксации этого факта автомобиль оказывается в состоянии "псевдолегального", владелец которого оказывается жертвой преступной группы.
В случае невозможности завершения процесса переоборудования и переоформления автомобиль может перейти в состояние "разобранного на запчасти". И далее по ускоренной схеме принести преступную наживу группе. А те, кто приобретал запчасти тем или иным путем, оказываются жертвами преступной группы.
Состояния структурных элементов-объектов автовладельцев и покупателей запчастей (одушевленных объектов). Можно выделить два их состояния: потенциальная жертва и собственно жертва. А критерии перехода из одного состояния в другое фактически уже были осуждены по ходу лекции.
Итак, среди них могут оказаться автовладельцы и псевдовладельцы, покупатели запчастей. Уточним, по какой причине они могут оказаться жертвами.
Одни потеряли имущество – автомашину. У других деньги пошли не на развитие производства, торговли и сферы услуг, а фактически – на оплату существования членов преступных групп, их развитие и организованных сообществ.
Закон официально признает потерпевшими тех, кто в рассматриваемом случае лишился автомашины. Проводит расследование в отношении тех, кто, как, оказалось, приобрел ворованный автомобиль и вынужден его вернуть законному владельцу. По всей видимости, вовсе молчит в отношении покупателей комплектующих, снятых с похищенных автомашин.
Однако все они как минимум могут проходить свидетелями по делам преступных группировок, специализирующихся на криминальном автобизнесе.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 3722;