Производительность

 

 

Производительность в промышленности обычно измеряется путем деления количества единиц выпущенной продукции на количество человеко-часов, необходимых для их производства. Однако в области разработки ПО любая задача имеет несколько вариантов решения, каждый со своими особенностями. Одно проектное решение отличается эффективным способом выполнения, другое имеет программный код, который легко читается либо удобен в эксплуатации. Поэтому не имеет смысла сравнивать уровни производительности при разработке решений с разными качественными характеристиками.

Несмотря на это, менеджеры могут оценить производительность самих специалистов по разработке программного обеспечения. Это понадобится при оценивании проекта и определении эффективности усовершенствования процесса и технологии разработки ПО. Оценка производительности в этом случае будет основана на измерении количественных показателей программных продуктов и последующем делении их на количество усилий, затраченных на разработку этих продуктов. При этом можно использовать два типа показателей:

 

1. Показатель размера. Зависит от размера выходного результата очередного этапа работ. Наиболее часто применяемым критерием такого типа является количество строк разработанного программного кода. За аналогичный показатель также можно взять количество инструкций объектной программы или количество страниц системной документации.

2. Функциональный показатель. Зависит от функциональных возможностей программного продукта в целом. Производительность в этом случае выражается количеством полезных выполняемых функций, разработанных в определенный отрезок времени. К наиболее распространенным показателям этого типа относится количество функциональных и объектных точек.

 

Количество строк программного кода за человеко-месяц – наиболее популярный критерий оценки производительности. Он определяется путем деления общего количества строк кода на количество времени в человеко-месяцах, которое потребуется для завершения проекта. Это время, потраченное на анализ, проектирование, кодирование, тестирование и разработку документации программного продукта.

Данный подход впервые появился еще во время массового использования таких языков программирования, как FORTRAN, язык ассемблера и COBOL. Затем программы переводились на перфокарты, каждая из которых содержала по одному оператору. Таким образом, было легко подсчитывать количество строк кода. Оно соответствовало количеству перфокарт в колоде. Однако программы, написанные на языках типа Java или C++, состоят из описаний, выполняемых операторов и комментариев. Они также могут включать макрокоманды, которые состоят из нескольких строк кода. С другой стороны, в одной строке может находиться не один, а несколько операторов. Таким образом, соотношения между операторами и строками в листинге могут быть достаточно сложными.

Одни методы подсчета строк основываются только на выполняемых операторах; другие подсчитывают выполняемые операторы и объявления данных; третьи ведут подсчет всех строк программы, независимо от их содержимого. Были предложены определенные стандарты подсчета строк в различных языках программирования, однако они не приобрели широкой популярности. Поэтому практически невозможно сравнивать производительность различных компаний-разработчиков, если только все они не используют один и тот же метод подсчета строк кода.

Также может ввести в заблуждение и сравнение производительности программистов, пишущих на разных языках программирования. Чем выразительнее язык, тем ниже производительность. Это "странное" утверждение объясняется тем, что при оценивании производительности создания ПО берется во внимание вся деятельность по разработке программного продукта, тогда как данная система измерения основывается лишь на оценивании процесса программирования.

Для примера возьмем систему, которая должна быть написана с помощью кода ассемблера (5000 строк) или с помощью языка высокого уровня (1500 строк). Время выполнения различных этапов создания ПО показано в табл. 23.2. Специалист, программирующий на языке ассемблера, будет иметь производительность 714 строк в месяц, а у программиста, работающего с языком высокого уровня, производительность будет в два раза ниже – 300 строк в месяц. И это несмотря на то, что программирование на языке высокого уровня стоит дешевле и занимает меньше времени.

 

Таблица 24.2. Время выполнения этапов разработки программной системы

  Анализ (недели) Проектирование (недели) Кодирование (недели) Тестирование (недели) Документирование (недели)
Язык ассемблера  
Язык высокого уровня  
  Размер (строки кода) Затраченное время (недели) Производительность (строк в месяц)
Язык ассемблера  
Язык высокого уровня

 

Альтернативой показателю размера при оценивании производительности может служить функциональный показатель. В этом случае можно избежать тех "аномалий" в оценке производительности, которые встречаются при использовании показателя размера, так как функциональность не зависит от языка программирования.

Одним из наиболее распространенных методов этого типа является метод функциональных точек. Функциональные точки не зависят от применяемого языка программирования, благодаря чему появилась возможность сравнения производительности разработки программных систем, написанных на различных языках программирования. Критерием оценки производительности выступает количество функциональных точек, созданных за человеко-месяц. Функциональная точка – это не какая-то отдельная характеристика программного продукта, а целая комбинация его свойств. Подсчет общего количества функциональных точек в программе проводится путем измерения или оценивания следующих свойств программы.

 

• Интенсивность использования ввода и вывода внешних данных.

• Взаимодействие системы с пользователем.

• Внешние интерфейсы.

• Файлы, используемые системой.

 

Сложность каждого из указанных критериев оценивается отдельно, в результате каждому критерию присваивается определенная весовая величина, которая может колебаться от 3 (для простого ввода данных) до 15 баллов за использование сложных внутренних файлов. Можно использовать весовые величины, или величины, основанные на личном опыте.

Нескорректированный подсчет функциональных точек (unadjusted function-point count – UFC) выполняется путем вычисления суммы произведений оценки каждого фактора (количество элементов, составляющих данный фактор) на выбранную весовую величину этого фактора:

 

UFC = ∑ (количество элементов данного типа) х (весовая величина).

 

Первоначальный метод подсчета функциональных точек был в дальнейшем усовершенствован путем добавления тех факторов, значение которых зависит от общей сложности проекта. Здесь принимается во внимание степень распределенности обработки данных, многократность использования программных элементов, качество функционирования и т.п. Значение, полученное при нескоректированном подсчете функциональных точек, нужно умножить на факторы, определяющие сложность проекта, в результате будет получено итоговое значение.

Вместе с тем оценка сложности несет в себе также и субъективный фактор, так как подсчет функциональных точек зависит от лица, проводящего оценивание. Люди имеют разные понятия о сложности. Так как подсчет функциональных точек зависит от мнения оценивающего, существует множество вариаций подсчета функциональных точек. Это приводит к разным взглядам на значимость функциональных точек. Однако многие заявляют, что, несмотря на все недостатки, на практике этот метод себя оправдывает.

Альтернативой функциональным точкам являются объектные точки, особенно если при разработке ПО используется язык программирования четвертого поколения. Метод объектных точек применяется в модели оценивания СОСОМО 2. (Объектные точки – это отнюдь не классы объектов, которые производятся в результате применения объектно-ориентированного подхода в работе над программой, что можно было бы предположить, исходя из названия.) Количество объектных точек в программе можно получить путем предварительного подсчета ряда элементов.

 

1. Количество изображений на дисплее. Простые изображения принимаются за 1 объектную точку, изображения умеренной сложности принимаются за 2 точки, а очень сложные изображения принято считать за 3 точки.

2. Количество представленных отчетов. Для простых отчетов назначаются 2 объектные точки, умеренно сложным отчетам назначаются 5 точек. Написание сложных отчетов оценивается в 8 точек.

3. Количество модулей, которые написаны на языках третьего поколения и разработаны в дополнение к коду, написанному на языке программирования четвертого поколения. Каждый модуль на языке третьего поколения считается за 10 объектных точек.

 

Преимущество данного метода состоит в том, что объектные точки легко оценить исходя из высокоуровневой спецификации программного продукта, поскольку они связаны с конкретными объектами – изображениями, отчетами и модулями на языках программирования третьего поколения.

Количество функциональных и объектных точек можно оценить уже на ранней стадии выполнения проекта. Оценку этих параметров можно начинать сразу после разработки внешних взаимосвязей системы. Именно на этой стадии очень сложно провести точную оценку размера программы, беря за основу только строки кода. Более того, язык программирования на этом этапе может быть еще не выбран. Вместе с тем оценка на ранней стадии особенно необходима, если используются модели алгоритмического оценивания себестоимости, которые рассматриваются далее.

Подсчет функциональных точек можно проводить параллельно с методом подсчета количества строк кода. Количество функциональных точек при этом используется для оценивания окончательной величины кода. На основе анализа выполнения предыдущих программных проектов для определенных языков программирования можно оценить среднее количество строк кода (average number of lines of code – AVC), необходимых для реализации одной функциональной точки. В этом случае получим оценку размер кода нового проекта, рассчитанную следующим образом:

 

размер кода = AVC x количество функциональных точек.

 

Значение AVC варьируется от 200 до 300 строк кода на одну функциональную точку в языке ассемблера и от 2 до 40 строк кода для языков программирования четвертого поколения.

Производительность отдельных программистов, работающих в организации-разработчике, зависит от множества факторов, влияющих на их работу. Некоторые из наиболее значимых факторов представлены в табл. 24.3. Однако различия в индивидуальных способностях программистов намного важнее всех этих факторов. В исследовании ранних этапов программирования отмечено, что производительность некоторых программистов в 10 раз выше, чем у других. Это наблюдение подтверждается и моим личным опытом. Большие команды, члены которых имеют необходимый набор личностных качеств и способностей, будут иметь "среднюю" производительность. Вместе с тем в командах небольшого размера общая производительность во многом зависит от индивидуальных умений и навыков каждого члена команды.

Таблица 24.3. Факторы, влияющие на производительность программиста

Фактор Описание
Опыт разработки ПО для данной предметной области Для эффективной разработки программного продукта необходимо знание той предметной области, где будет эксплуатироваться разрабатываемое ПО. Инженеры, имеющие понятие об этой предметной области, выявят наивысшую производительность
Процесс управления качеством Применяемый метод программирования может оказать существенное влияние на производительность написания кода.
Размер проекта Чем больше проект, тем больше времени уходит на согласование различных вопросов внутри группы разработчиков. Тем самым уменьшается время, расходуемое непосредственно на разработку ПО, и снижается производительность
Поддержка технологии разработки ПО Хорошая поддержка технологии разработки ПО, например CASE-средства или системы управления конфигурацией, может значительно повысить производительность труда программиста
Рабочая обстановка Спокойное рабочее окружение с индивидуальными рабочими местами способствует повышению производительности

 

Не существует какой-либо величины, определяющей "среднюю" производительность программиста, которую можно было бы применять в разных организациях и при создании разных программных продуктов. Например, при разработке больших систем производительность может быть очень низкой и доходить до 30 строк за человеко-месяц. На простых программных системах производительность может подняться до 900 строк в месяц. Производительность программиста может колебаться от 4 до 50 объектных точек в месяц, в зависимости от наличия средств поддержки и от способностей программиста.

Недостатком оценок, которые основываются на подсчете объема выполненной работы или определении количества затраченного времени, является то, что они не принимают во внимание такие важные нефункциональные свойства разрабатываемой системы, как надежность, удобство эксплуатации и т.п. Обычно здесь работает простое правило: больше – значит, лучше.

Описанные методы также не учитывают многократность использования программного продукта. В действительности необходимо оценить стоимость повторного использования определенной системы с данным набором функциональных и качественных характеристик, имеющей собственные показатели удобства сопровождения и т.д. Все эти параметры только косвенно соотносятся с такими количественными показателями, как, например, размер системы.

Трудности также могут возникнуть в случае, если менеджеры используют показатели производительности для оценивания способностей персонала. В этом случае качество выполненной программистом работы может отойти на второй план по отношению к производительности. Может случиться, что "менее продуктивный" программист создаст код, который будет надежнее, понятнее и дешевле в использовании. Поэтому нельзя пользоваться показателями производительности как единственным источником оценивания труда программиста.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1271;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.