Своеобразие произведений архитектуры и изобразительного искусства XX столетия в концепции теории изобразительного искусства.
Каждое из когда-либо созданных произведений изобразительного искусства, включая архитектурные, скульптурные, живописные и графические творения XX в., всенепременно обладает признаками «реализм», «абстракционизм», «традиционализм», «эпатизм», «геометризм», «сюрреализм» в их единстве.
Во-первых, всякое наличное бытие обладает реальностью в качестве вещности, и в этом случае «естественная» природа ничем не отличается от «искусственной».
Если искусство - это область «искусственной» или так называемой «второй» природы, то каждое художественное творение системы произведений изобразительного искусства, обладая вещностью, тем самым обязательно реалистично.
Необходимо различать два значения «реализм». В узком значении термин «реализм» используется с середины XIX столетия для обозначения им направления во французском и русском искусстве (живопись и литература), противостоящего другим актуально-историческим течениям
Лекция 146. Общее содержание архитектуры и изобразительного искусства XX столетия
художественного творчества. В широком значении термин «реализм» используется для пометки им содержания таких понятий, как «отражение реальности», «воплощение реальности». Но «воплощение реальности» есть не что иное, как «воплощение вещи», отчего так называемое «беспредметное искусство» не менее реалистично, чем сугубо «натуралистическое искусство». Произведение «беспредметного искусства» воплощает вещь качеством собственной вещности, т.е. логограммами материального статуса художественного образа.
Каждая логограмма воплощает вещь, из чего следует, что всякое когда- либо созданное произведение искусства в качестве художественного образа обладает качеством реализма, например, реализмом Логоса.
«Реализм» - это атрибут, в котором нуждаются как конечное, так и бесконечное, приходящие на место встречи в качестве произведения искусства. С одной стороны, дабы встретиться с конечным, бесконечное должно, из-ображаясь, спуститься до вещного уровня, стать в материальном статусе художественного образа чувственно явленным. Посему бесконечному нужен «реализм», способный довести Абсолют до состояния зримой достоверности. С другой стороны, конечному, стремящемуся посредством в-ображения к расконечиванию, опять-таки потребен «реализм» в качестве своеобразной точки опоры, как вещное начало пути по собственному расконечиванию. Получается, что «реализм» нужен и конечному в его в-образительности, и бесконечному в его изобразительности.
Во-вторых, любое произведение искусства, прежде чем возникнуть, проходит этап отбора художником из мира реальности тех вещей, которые могут выступить образцовым репрезентантом Абсолютного, стать художественным материалом. Каждое произведение искусства в этом случае предполагает работу интеллекта: и в ходе про-изводства произведения при операционном взаимодействии художника с художественным материалом, и в ходе его потребления при игровом отношении зрителя с произведением- вещью. Более того, и само произведение как «вещь-в-себе», и художественный образ, конструируемый при отношении зрителя с иллюзорно-конечной вещью, - это продукты визуального мышления человека, процесс и результат его мыслительной интеллектуальной деятельности. Каждое произведение изобразительного искусства несет в себе в снятом виде абстрактность как некое качество, атрибутивное рациональной человеческой деятельности. Любой, даже самый убежденный реалист- натуралист - абстрактный деятель, так как художественное произведение - это всегда плод абстрактного визуального мышления.
В-третьих, всякий художник, приступая к процессу взаимодействия с художественным материалом, никогда не начинает с нулевой отметки «искусности», но всегда базирует свой «субъект-язык» на определенной художественной традиции, из-за чего порожденное им как «отцом» художественное творение обязательно в той или иной степени традиционно. С уверенностью можно сказать, что не существует произведения
Лекция 146. Общее содержание архитектуры и изобразительного искусства XX столетия
изобразительного искусства, которое было бы создано вне какой-либо художественной традиции.
В-четвертых, насколько любое произведение изобразительного искусства традиционно, настолько же оно и новационно. Нет и не может быть художественного творения, которое в момент своего возникновения не обладало бы инновационной мерой по отношению к предыдущим иллюзорно-конечным вещам. Следовательно, каждое произведение обязательно владеет эпатирующим качеством. Коль скоро всякое художественное творение, базируясь на традиции, во что бы то ни стало прорывает ее, то по отношению к традиции любое произведение искусства всегда эпатирует. Вообще, слабо выраженный эпатаж может стать в ряде случаев непреодолимой преградой для произведения на пути формирования художественного образа, так как зритель, не испытывая достаточно мощного заразительного искуса, исходящего от конкретного творения искусства, вряд ли пойдет на игровой диалог с ним.
В-пятых, любое произведение изобразительного искусства есть язык как система знаков. Знак же не более чем геометрическая упаковка, геометрическая фиксация информационного сообщения. Поэтому всякая иллюзорно-конечная вещь, призванная помочь встрече конечного с бесконечным, всенепременно геометрична по своим форме и содержанию. Здесь исток «геометризма» в качестве конструктивности и композиционной ясности каждого произведения изобразительного искусства (здания, статуи, живописной картины, графического или ювелирного изделия). Здесь начало единства произведения как «вещи-в-себе» и «вещи-в-открытости». Здесь зачин и четкости логограмм системообразующего слоя произведения-вещи, и наглядности композиционных формул художественного образа символического статуса.
В-шестых, каждое произведение искусства как «плод» отношения обязательно преобразует в себе свойства своих «родителей» - художника и художественного материала. Значит, произведение как новое качество эмерджент - это всегда нечто «сверх», или «сюр», того, что присуще изначально каждому из творителей произведения искусства в отдельности («сюр» - фр. - «сверх»),
С другой стороны, каждое произведение искусства никогда не копирует реальность, а всегда представляет собой некую «сверх-реальность», так как художественное творение - это сочетание несочетаемого (например, кадмий, кобальт и цинковые белила есть одновременно изображение США через флаг - ее символ в картине «Три флага» Джаспера Джонса). Произведение искусства - это не реальность красок, а реальность, выходящая за пределы вещного слоя художественного творения, превращающая в нечто сверх-ощущаемое, допустим, мрамор «тела» скульптурной Афродиты или краски «тела» живописной Венеры. В процессе построения художественного образа совершается очень сложное преображение - переход от материального к индексному статусу визуального понятия, который - всегда
Лекция 146. Общее содержание архитектуры и изобразительного искусства XX столетия
чудо, ибо он знаменует собой уход зрителя и произведения-вещь в некую сюр-реальность.
Более того, если рассматривать сюрреализм традиционно, как это делали классические сюрреалисты начала двадцатых годов XX столетия, т.е. в качестве творческого метода, открывающего таинственность других измерений, то пространство каждого произведения искусства действительно представляет собой нечто, разрушающее привычные границы пространства Евклида в качестве обычного измерения. Выход участников игры-отношения на иконический статус «стилевого образца» или символический статус художественного образа «шедевра», т.е. на уровень со-бытия с Абсолютным, на уровень Истины, уровень Духа - это в любом случае свершение того «сверх», что невозможно сделать человеку в профанном мире вне произведения-вещи.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1208;