Основные художественные направления искусства.
В объем направления «реализм» входят: «гиперреализм», «натурализм», «примитивизм», в общих границах «демократический реализм», «критический реализм», «социальный реализм», отдельно «экспрессионизм».
В объем направления «традиционализм» входят: «реалистический формализм» и «неоизобразительность». В свою очередь, «реалистический формализм» подразделяется на: «риджионализм», «китч», «новую вещественность», «стальную романтику», «новеченто».
В объем направления «сюрреализм» входят: «академический сюрреализм», «пассивный сюрреализм». «Академический сюрреализм» подразделяется на: «параноико-критический сюрреализм», «половинчатый сюрреализм», «неадекватный сюрреализм».
В объем направления «эпатизм» входят: «фовизм», «дадаизм», «новая волна». В свою очередь «дадаизм» породил «неодадаизм», из которого выросли «новый реализм» и «поп-арт». «Новая волна» подразделяется на «минимальное искусство», «искусство антиобъекта» и «концептуальное искусство». Но и «концептуальное искусство» подразделяется на «бедное искусство», включающее в себя «искусство земли», «искусство воды», «искусство неба» и «литературное искусство».
В объем направления «геометризм» входят: «конкретизм» и «неоконкретизм». В свою очередь «конкретизм» - это и «кубизм», и «супрематизм», и «конструктивизм», и «футуризм». А «неоконкретизм» - это «программированное искусство», «оп-арт», «новая абстракция», «новая тенденция». Но и «новая тенденция» подразделяется на «хеппеннинг» и «энвайронмент».
В объем направления «беспредметничество» входят: «классическое беспредметничество» («искусство тишины» и «ташизм») и «беспредметный экспрессионизм» («искусство действия», «искусство жеста», «свободное выражение»).
Далеко не все из перечисленных подразделений получат равное освещение в данном цикле лекций. Более подробно будут рассмотрены: «кубизм», «футуризм», «да-да», «абстракционизм», «сюрреализм», «поп- арт», «оп-арт» и некоторые другие.
Будет отдано должное и творчеству некоторых наиболее значимых для искусства XX в. архитекторов и художников: среди них Jle Корбюзье, Готфрид Бём, Джеймс Стерлинг, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Пит Мондриан, Макс Эрнст, Хоан Миро, Сальвадор Дали, Джексон Полок и др.
Лекция 146. Общее содержание архитектуры и изобразительного искусства XX столетия
Следует особо подчеркнуть, что в содержании курса не используются такие распространенные и уже давно вошедшие в искусствоведческий обиход понятия, как «авангард», «авангардизм», «модернизм», «постмодернизм» и пр. потому, что это в основном «пустые» понятия, не помогающие, напротив, мешающие составить себе более или менее целостное представление об особенностях произведений архитектуры, скульптуры и живописи XX в. Например, те течения изобразительного искусства, которые сегодня относят к так называемому «авангарду», через некоторое время с необходимостью станут «рейнгардом», а то, что ныне именуется современным искусством, т.е. «модернизмом», по прошествии времени таковым с неизбежностью перестанет быть.
Разделы данного цикла лекций созданы с целью показать и доказать, что произведения архитектуры, скульптуры и живописи XX столетия по отношению к произведениям предшествующих столетий не есть нечто из ряда вон выходящее, что образцовые творения искусства XX в., равно как и шедевры античности, средневековья или, допустим, Ренессанса, при их отношении с эталонными зрителями способны порождать художественные образы, призванные визуализировать сущность религиозной связи конечного с бесконечным, человека с Абсолютом.
ТЕМА 42. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ XX ВЕКА
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1111;