Европейский постмодернизм
Американский архитектор Роберт Вентури прославился на взлете своей деятельности вышедшей в 1966 г. книгой «Сложность и противоречия в архитектуре», где зодчий, сосредоточившись на дискуссии о форме и ее назначении, выступил за архитектуру, основанную не на искусственных схемах «порядка», а на сложности и противоречиях реальной жизни.
В восьмидесятые годы, победив на международном конкурсе, Роберт Вентури и Денис Скотт-Браун построили западное крыло здания Национальной галереи на Трафальгар-сквер в Лондоне (1986-1991). Здесь Вентури удалось адаптировать свой взгляд на архитектурное произведение к сложному городскому контексту, относимому англичанами к числу национальных святынь.
_______ Лекция 148. Зодчество галерей, выставочных залов, музеев современного искусства XX столетия_______
В число лидеров европейского музейного зодчества по праву входит австрийский архитектор Ханс Холляйн. Произведением, принесшим Холляйну мировую известность, стал Художественный музей в Мёнхен- Гладбахе (1972-1982), городке близ Дюссельдорфа, Германия. Здание расположено на крутом склоне между городской улицей и монастырским садом; оно превращено в своего рода коллаж природы и архитектурной геометрии, влитый в случайные очертания топографии.
В 1985 г. на очередном съезде Международного союза архитекторов здание музея было названо в числе лучших произведений мировой архитектуры XX в. Его композиция вызвала у некоторых аналитиков сравнение с Афинским Акрополем. Аналогии проводились между расположением обоих зданий на вершине холма, среди города, схемами восхождения, спроектированными Холляйном объемами, которым на Акрополе в Афинах соответствуют Пропилеи, храм Ники, статуя Афины.
В Мёнхен-Гладбахе создано сложное сочетание индивидуальных частей - наземных и подземных, каверн в искусственном холме с террасными садами на перекрытиях и серпантином дорожек вдоль подпорных стен, подводящим к холодной геометрии входного классицистического по формам павильона. Здание музея проектировалось не как функциональный объект, а как священное место встречи зрителей с произведениями искусства. В нем создано однородное поле индивидуально решенных экспозиционных пространств, осмотр которых предполагает свободу, основанную на обозримости, - функционалистской предопределенности противопоставлен выбор среди многих возможностей, предпочитаемый постмодернизмом.
Предложенный архитектором вариант композиции музея приобрел значение градостроительного решения, стал своеобразным пространственным узлом, стягивающим к себе важные функции городской деятельности. Организация музея предназначена не столько для обслуживания потока туристов, сколько для выхода в сакральное повседневной жизни местного населения.
Крупнейшим мастером европейской музейной архитектуры в восьмидесятые годы XX в. стал англичанин Джеймс Стерлинг. Его наилучшим произведением явилась Государственная галерея в Штутгарте, Германия (1977-1985). Джеймс Стерлинг, сотрудничавший с Майклом Уилфордом, создал здание - метафору истории, как бы компенсирующее городу утраты его вещественной памяти, монументальное концентрированное воплощение духа времени, введенное в городскую ткань.
5. Направление «хай-тек» в организации пространства музея
К числу первых и наиболее значительных музейных произведений «хай-тека» принадлежит Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду (известный также как «Бобур») в Париже (1972-1977, архитекторы Ренцо Пиано, Ричард Роджерс). В конце восьмидесятых - начале девяностых, теряя игровое начало и ироничность, «хай-тек» стал Лекция 148. Зодчество галерей, выставочных залов, музеев современного искусства XX столетия
преображаться в гармоничное формообразование объектов музейного зодчества, создаваемых с использованием высоких технологий. Особенности проекта, выигранного авторами в конкурсе. Целью было создание широко доступного культурного центра для постоянно сменяющих одно другое культурных событий, а не торжественно-парадный «дворец культуры». В качестве формообразующих архитекторы выделили два аспекта.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 937;