Специфика пейзажной концепции произведений Дж.Констебла
Пейзаж - главный жанр, в котором реализовал свою художественную концепцию Джон Констебл, понимая природу как наиболее актуальный художественный материал для организации идеалообразующего процесса.
_______ Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии___________
Концепция национального пейзажа. В отличие от концепции идеального пейзажа, распространенной в исторической живописи этого времени, национальный пейзаж Англии отличается такими характеристиками, как туманность, дождливость, влажность.
Свою творческую программу Констебл называл программой «естественного живописца» (natural painter). И та история, которую он создает в своих произведениях, именуется им «естественной историей»: это сюжетика, связанная с движением облаков, их влиянием на природу земную.
Концепция реалистического пейзажа. Констебл писал, что живопись существует для того, чтобы понимать. Это значит, что живописные произведения открывают путь к познанию устройства мира и устроителя этого мироздания. Этому принципу созвучны слова Фаворского: «Гораздо труднее увидеть и показать прекрасное во всем известных вещах». Подобная же поэтическая концепция значимости намеренно простого и умение видеть кажущееся простое как истинно прекрасное содержится в произведении таких актуальных для Констебла поэтов, как Ките и Берне. Значительность любого проявления природы.
Принцип пленэрной живописи был открыт Констеблом в 1809-1811 гг., к началу 1820-х гг. этот принцип был им разработан. Работал на основе множества этюдов с натуры. На обратной стороне выполненных в путешествиях эскизов Констебл делал комментарии относительно погодных условий, направления ветра, состояния и характера облаков: «сумерки после очень ясного дня», «полдневные облака, рассеивающиеся после дождя». Причем чаще всего Констебл работал с одним и тем же природным мотивом: местность, где он родился, воссоздавая это пространство вновь и вновь в разном состоянии освещения и погоды, разное время дня.
Этюды Констебл писал маслом, что уравнивало в значении эскиз и законченную картину, а в поздний период творчества делало эскиз самостоятельным произведением. Эскизность, мнимая незаконченность произведений Констебла в действительности является наиболее корректным методом освещения истинного устройства мира, пребывающего не в статике, но в постоянном движении сфер. Такая техника исполнения обнаруживает перетекание, взаимное отражение земного и небесного, единение сфер.
Новые тенденции изображения природы в ее воздушном, светоносном, прозрачном, движущемся, изменчивом состоянии. Передача природного настроения. Единство природных элементов Констебл понимал как главное качество художественного целого: «целостный облик природы во всех ее разнообразных изменениях», критиковал метод французских художников, которые копируют отдельные природные элементы, которые выглядят изолированными друг от друга, самостоятельными; причем французские художники копируют не с натуры, а с художественных произведений прошлого.
Констебл использует прием тонального, колористического единства композиции. Известно, что иногда эскизы произведений Констебл создавал
_______ Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии___________
на цветной бумаге, тем самым выбирая единую цветовую основу для создания художественного целого.
Творчество Констебла сыграло значительную роль в развитии новой живописной концепции в искусстве XIX в., во многом определило достижения французских художников: романтиков, реалистов и импрессионистов.
Модель природного мира, который в произведениях Констебла раскрывается как репрезентант Абсолютного начала, такова. Имеется изображение двух пространств: неба и земли, причем горизонт, как правило, занижен, что приводит к приоритету небесного пространства. Точка зрения, которая выбирается в его произведениях, - часто на уровне горизонта, что позволяет взгляду и не отрываться совершенно от поверхности земли, но видеть ее как безграничный дол под покровом небес. Кроме того, такая точка зрения позволяет видеть соотношение земли и неба с доминантой неба. Именно стихии неба и земли вступают в отношения в произведениях Констебла как непосредственные герои и эти отношения составляют истинный сюжет. Сюжет не имеет значения в аспекте частных и преходящих событий, отвлекающих от главного события, каковым является Со-бытие земного и небесного, Дольнего (поскольку земля у Констебла всегда представляется долом, долиной) и Небесного. В ранний период творчества у Констебла были ходы решения небесного как горнего, введение гор как переходного элемента между землей и небом. Например: «Вид в Хёрсли» (1804), «Вид в Борроудейле» (1806). Но затем концентрируется на концепции горизонтальных параллелей земли и небес, представляя мир земным долом. За основу берется Дедхемская долина, обозначаемая ориентирами конкретного места. Функцию связующих элементов между землей и небом выполняют деревья. В зрелый период творчества помимо деревьев в произведениях Констебла появляются готические шпили: «Собор в Солсбери». Показательно произведение «Близ собора в Солсбери» (1821), в котором сближаются и уравниваются тем самым в своем значении деревья и готический шпиль. Данное сближение при переходе на уровень значений может быть понято как создание векторов естественного духовного устремления земного мира в небесные сферы. Тем самым выстраивается модель дола (объективно - долины, символически - дольнего мира) с расставленными акцентами-указателями в пространство небесной сферы. Эти указатели являются ориентирами взгляда вверх. В произведении «Собор в Солсбери» функция прорыва границ дола, присущая готическим формам, визуально подтверждается расположением шпилевидной башни собора под сомкнутой аркадой ветвей, и стрела собора прорывает эту сомкнутость. В произведении «Песчаный откос» роль такого указателя выполняет сама земля, направляющая взгляд вверх, в небо.
Природное начало в качестве посредника в отношении человеческого и божественного выявляется и в таких рисунках, эскизах Констебла, которые можно назвать «портретами» деревьев. Например: «Ствол вяза». Важно, что природа в произведениях Констебла обретает качества конкретики,
_______ Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии___________
доминирует единичное начало (не просто английская земля, но земля южной Англии, Дедхемской долины, берегов реки Стур). Это говорит о значимости реалистического хода в развитии пейзажа, в основе которого лежит понимание сущности, проявляющейся в каждодневном, близком, существовании земного мира.
Место человека в модели мироздания, создаваемой в произведениях Констебла, таково. Показательно, что человек не берет на себя внимание в этой модели, не заявляет о себе и своих событиях в разрез с ключевым Событием, совершающимся во Вселенной. Человек представлен в неразрывном единстве с земным пространством, благодаря композиции, сюжетному характеру крестьянского облика и образа жизни, но, прежде всего, благодаря технике, он сливается с природным миром в единое целое. Как правило, человек в произведениях Констебла - это крестьянин, занятый сезонным трудом, работающим на в земле. Движение человека определяется движением природных элементов: например, в художественном пространстве произведения «Телега для сена» водный поток определяет направленность движения человека, вода составляет стержень, на который нанизаны действия персонажей по берегам реки: охотника в камышах, женщины, зачерпывающей воду, едущих в телеге. Река здесь предстает как жизненный стержень, и как символ самой жизни.
Для Констебла было характерно стремление к научному познанию механизмов природных явлений. Изучение природы меняющегося света. В связи с этим было выполнено множество эскизов с изображением неба, облаков.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1907;