Концепция немецкого романтизма в творчестве К.Д.Фридриха

Наиболее ярким художником немецкого романтизма второго этапа был Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Творчество Фридриха оказало большое влияние на современное ему искусство. Под его влиянием складывалась пейзажная живопись берлинца К. Блехена, дюссельдорфца К.-Ф. Лессинга, дрезденских художников Г.-Ф. Керстинга, К.-Г. Каруса, Э.-Ф. Оеме.

Художественным материалом выступают руины готических храмов, призрачно вырастающие в чаще леса, и одинокие часовенки среди диковинного бурелома, и деревья с торчащими из-под снега сучьями.

В произведениях предстает постоянная изменчивость природы, переломные моменты дня: закаты и восходы солнца, утренние и вечерние сумерки. Эти переходные состояния приобретают в картинах Фридриха особую поэтическую значительность. То утренний предрассветный туман заливает мир холодной, зябкой белесоватостью, словно смывающей яркую цветность земного обличья, то художник улавливает краткий миг вечерних сумерек, когда в небе еще остывают багровые следы зашедшего солнца и землю подергивает синеватая прохлада, как бы съедающая красочную пестроту окружающего. И, хотя Фридрих удивительно точен в воспроизведении реального облика природы, пейзаж для него - это рас­крытие цельной картины мироздания, глубокое философское размышление и осмысление места человека в мире. Величавое ощущение постоянного круговорота природы, смены людских поколений, времени дня пронизывает его произведения, составляет истинное их содержание. Глуховатый колорит его полотен построен еще на созвучиях локального цвета, но они выражают хмурую зелень темных сырых елей, почти монохромную графичность зимнего пейзажа («Руины монастыря в дубовом лесу», 1812 - 1820), яркость заката («Ступени жизни», 1820-е гг.), предвещая колористические поиски живописи XIX в. Чаще всего принципом композиционного построения становится изображение разрыва между фигурками первого плана и беспредельностью дали.

Его излюбленный мотив, многократно, с неотразимой достоверностью воссозданный им в живописных полотнах, - кристальная прозрачность вечернего неба, когда весь мир предстает на его фоне в удивительно четких

Лекция 122. Национальные живописные школы стиля «романтизм» в XIX в.: Германия

силуэтах. Это время чуткой тишины. Она пронизывает природу. Все замерло, словно прислушиваясь к своей внутренней жизни. И в человеке возникает особое расположение души к углубленному созерцанию себя, окружающего мира, рождается ясность мысли и чувства, ощущение гармонии со всем сущим. Фридрих любит вводить в эти пейзажи фигуры людей, то сидящих на валунах на берегу моря («Восход луны над морем», 1821-1822), то на носу парусника («На паруснике», ок. 1812-1820), и задумчиво глядящих на безбрежную гладь моря.

Дух историзма, который принесли романтики в искусство, проявлялся не только в исторических пейзажах Фридриха (как и вообще не столько в исторических сюжетах), а прежде всего в чуткости художника к постоянной изменчивости природы, в понимании мира как постоянно меняющейся в своих конкретных проявлениях данности. Примечательно, что Фридрих постоянно требовал от художников изучать, исследовать и познавать свое время.

На второе десятилетие XIX в. приходится расцвет в немецком пейзаже и того героического направления, которое воспринимало мировое развитие как цепь катастроф и которое так привычно связывается в нашем представлении с мятежным духом романтизма. Подобную концепцию можно наблюдать в пейзажах К. Ротмана (1797-1850), К.-Ф. Фора (1795-1818), Ф.-Т. Хорни (1798-1824). Земля изображена лежащей в эпической неподвижности под ясным куполом неба. Но она несет в себе следы прежних катастроф, врезавших в ее тело расселины, ущелья, вздыбивших ее грядами гор. Еще более характерны полотна Иозефа Антона Коха (1768-1839). В его пейзажах могучая стихия природы предстает то в величественной картине Шмадрибахского водопада (1811-1812) - с лавиной черной в своей глубине воды, со зловещей белизной кружев пены, то в грандиозной панораме Бернского нагорья (1811), замкнутого причудливым нагромождением горных массивов с недоступными снежными пиками скал.

Для дальнейшего развития романтизма очень характерен своеобразный жанр интерьера в живописи Фридриха, Г.-Ф. Керстинга (1785-1847). Эти интерьеры менее всего уютны и замкнуты, скорее, они поражают аскетичной строгостью ритмов пустых стен, четкой выявленностью геометрических форм предметов, определенностью рисунка. Человек возникает в них в сложных пространственных соотношениях, о которых уже говорилось при анализе портрета маленькой Пертес Ф.-О. Рунге. Особое значение приобретает введение в интерьер зеркала, как это сделал Керстинг, изображая вышивальщицу (1812). Как и в большинстве подобных изображений, скромная фигура девушки повернута к зрителю спиной, но висящее у окна зеркало вдруг возвращает нам иной облик: полное очарования, обворожительное личико, обрамленное кокетливыми локонами. В этом приеме художника - особая прелесть и чисто романтическая усложненность изображения, когда оно как бы раздваивается, возникая одновременно в двух реальностях. Зеркало волновало воображение романтиков не столько своей способностью точно повторить мир, сколько

Лекция 122. Национальные живописные школы стиля «романтизм» в XIX в.: Германия

таинственной способностью вызвать двойника - излюбленный прием, позволяющий спаять в неразрывное единство противоположные начала: добро и зло, свет и мрак.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2170;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.