Концепция немецкого романтизма в творчестве Ф.О.Рунге
Творчество Филиппа Отто Рунге (1777-1810). Чувство сокровенности процесса познания действительности пронизывает все его творчество. Рунге в своих произведениях вырабатывал концепцию пейзажной живописи, основанной на раскрытии темы слияния человека с вселенной. Почти все годы своей короткой творческой жизни Рунге работал над четырьмя полотнами «Времен дня», которыми он мечтал украсить специально сооруженное здание, где их показ сопровождался бы музыкой и стихами, воплощая мечту романтизма о синтетическом воздействии различных видов искусства на человека. Как показывают эскизы, выполненные в рисунке и офорте, и оконченная картина «Утро», замысел цикла для своей реализации привлекает символические знаки. В пейзажах и в портретах на первый план в облике человека выходит светлое душевное состояние, которое ценили ранние романтики, называя его «истинным веселием сердца», «драгоценным перлом человеческого бытия», и которое они искали, обращаясь к изображению природы, детей, растений. В этом отношении он был близок своим собратьям-литераторам (Новалис в «Учениках в Саисе», Фр. Шлегель в «Люцинде»),
Принято считать, что основное в творчестве Рунге - портрет, ибо все главные его произведения - «Мы втроем» (1805), «Дети Хюльзенбек» (18051806), «Мои родители» (1806) -портретные изображения конкретных лиц. Но каждое из них представляет человека неотрывно от природы, света, растений, которые входят в художественную ткань образа, превращая портрет в какой- то новый жанр, исполненный философских размышлений художника о мироздании. Фигурка маленькой дочки друга Рунге Пертеса на ее портрете 1805 г. - средоточие сложных соотношений замкнутого, строгого пространства комнаты и безграничного простора за окном, темноты, царящей в помещении, и света, льющегося снаружи, скользящего по предметам и окутывающего мягким золотым сиянием облик ребенка. В портрете родителей (1806) мысль о преходящести конкретной человеческой личности, о неизбежности смены одного поколения другим истолкована как непреложный и естественный закон. И этим определяется торжественный строй всего полотна: хотя страшны разрушения, произведенные в облике человека старостью, безжалостно изображенные художником, они
Лекция 122. Национальные живописные школы стиля «романтизм» в XIX в.: Германия
воспринимаются естественной закономерностью рядом с безмятежностью младенчества и вечностью природы.
Полотна Рунге исполнены своего рода наивного жизнелюбия «изначального изобретателя» - наиболее ценимого романтиками качества в художественном творчестве. Именно его они жадно искали, приобщаясь к народной поэзии, народному ремеслу, искусству примитива. У Рунге это проявляется в непреклонной уверенности, что грубоватая характерность образов, добытая непредвзятым достоверным исследованием природы, прекраснее изящной гармонии идеального, покоящейся на традиционных классических представлениях.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1672;