Концепция немецкого романтизма второй половины XIX в.
Художником, с именем которого для немецкого искусства второй половины XIX в. связано наиболее полное и разностороннее развитие романтических тенденций, был Адольф Менцель (1815-1905). Его долгий творческий путь, энциклопедическая широта его поисков в различных областях живописи и графики оказали большое влияние на немецкое искусство.
Более, чем это принято думать, творчество Менцеля обязано романтической традиции. Его связи с ней вызывают в памяти сложную диалектику наследования и отрицания, свойственную отношению к романтизму поэзии Гейне. Тематикой своих произведений 40-х годов Менцель кажется далеким от социальных идей. Но никто из немецких художников не выразил так ярко жажду перемен, так юношески свежо, радостно не воспел этот постоянно меняющийся, подвижный мир, не связал его с повседневным созиданием человека, как Менцель. Он совершил то, что в этюдах Блехена и многих других возникало предвидением будущего.
Идея диалектики всеобщего развития, воспринятая Менцелем в теориях романтиков, прежде всего Шлейермахера, осталась для него определяющей на всю жизнь. Идея диалектичности развития, столь глубоко разработанная немецкими романтиками, получает в творчестве Менцеля новое претворение, будучи отнесена к конкретной социальной действительности и отражая тем самым общеевропейскую тенденцию реализма в XIX в. Каждый из этих образов символически емок. Композиция строится пластическим разнообразием форм, динамической подвижностью контрастов света и тени, напряженного сопоставления черного и белого.
В творчестве немецких романтиков портретный жанр уступал пейзажу или композиционным поискам в монументальном искусстве; в эпоху бидермейера портрет явно тяготел к бытовой картине с подробным изображением костюма и интерьера. В немногих созданных Менцелем живописных портретах, где им изображены его близкие и знакомые, также ощутима склонность к развернутому жанровому решению, в рисунке же и акварели - к точности языка реалистической портретной миниатюры 20-40-х гг. XIX в. В композиционной индивидуальности каждого из портретов, созданных Менцелем, - принципиальное утверждение неповторимости изображенной личности, ценности ее непредвзятого, непринужденного изображения. Это качество присуще и портретам Фердинанда фон Райски (1806-1890) - основному жанру его творчества. Круг его портретируемых - дворянские семьи Саксонии, в родовых усадьбах которых он подолгу живал. И Райски нередко обращается к форме парадного портрета, изображая портретируемого в рост, в позе, явно рассчитанной на зрителя, с увлечением
Лекция 122. Национальные живописные школы стиля «романтизм» в XIX в.: Германия
передавая нарядность одежды, фактуру дорогих материалов. Однако красочность костюма и обстановки приобретает несколько ироническое звучание - человек предстает увиденным с зоркостью реалиста XIX в.: во всей многосторонности психологического анализа личности и социальной ее конкретности. Склонность художника к картинной обстановочности, к сложным пространственным решениям и приподнятой красочности колорита воспринимается данью романтической традиции, но позволяет говорить и о ее развитии, свидетельствуя также о соприкосновении художника с живописной культурой французского романтизма. Своего рода данью романтической чуткости к душе ребенка возникают многочисленные детские образы фон Райски.
Поздний романтизм представлен произведениями JI. Рихтера (18031884), М. фон Швинда (1804-1871), К. Шпицвега (1808-1885). Сюжеты полотен JI. Рихтера, М. Швинда, как никогда еще у немецких романтиков, тесно связаны с народными сказаниями, песнями, балладами средневековья - здесь и свадебные шествия, и замки, и сказочные образы Рюбецаля, и заколдованный Шреккенштейн. Их иллюстрации народных сказок и песен восходят в своем графическом языке к стилистике малых мастеров немецкой гравюры эпохи Дюрера. Когда же они обращаются к современной жизни, то здесь их также привлекает тихий мир провинциальных маленьких городов, облик которых определяется готическими башнями церквей, барочными фронтонами и т.п.
Лекция 123. Графика направления «реализм»
План лекции
1. Тенденции развития искусства графики направления «реализм»: темы, сюжеты, персонажи.
2. Творчество Оноре Домье.
1. Тенденции развития искусства графики направления «реализм»: темы, сюжеты, персонажи.
Реалистическая тенденция наблюдается в развитии истории искусства постоянно, но как художественное течение реализм складывается именно во Франции, в середине XIX в. Преимущественное развитие получает жанровая живопись, которая составила второй, после пейзажного, этап развития реализма.
Произведения, относимые историками искусства к этому направлению, были созданы в период с 1830-х по 1870-е гг.
Напряженная политическая обстановка была связана с судьбой практически каждого гражданина. Люди Франции творили историю. В комментарии к Салону 1848 г. критик Торе писал: «Мы не будем долго
_______________________ Лекция 123. Графика направления «реализм»_________________________
задерживать внимание читателя на салоне 1848 г. Мы создаем сегодня нечто более важное, чем искусство и поэзия: мы создаем историю».
История - очень интересная тема для многих художников. Домье желал проиллюстрировать «Историю Франции» Анри Мартена, но эта идея не была осуществлена. Домье была создана серия гравюр «Древней истории», в которой представлен критический и саркастический взгляд на историю прошлого. Это подтверждает факт увлечения историей современности, сегодняшнего дня. Уходит понимание истории через призму некоего классического образца.
В искусстве 1830-х гг. происходит расцвет карикатуры. В развитии этого вида искусства выделяют следующие периоды: карикатура политического характера (1830-1835 гг.); социально-бытовая карикатура и иллюстрация (1835-1848 гг.). Такое разделение на периоды связано с тем, что в 1835 г. политическая графика была запрещена.
Центральным героем карикатур выступает отрицательный персонаж - буржуа: представитель государственной власти, банкир, делец, мещанин- обыватель. Среди персонажей сатирических произведений в группе политических карикатур можно выделить портреты конкретных лиц. Авторы таких картикатур: Домье, Декан (карикатура на Карла X), Гранвиль (министры и депутаты). Кроме того, персонажи могли представлять собирательные образы (особенно в группе социально-бытовых карикатур); авторами выступают Травьес, Монье, Домье. Также присутствовали персонажи-аллегории. Например, редактор журналов «Карикатюр» и «Шаривари» Филиппон придумал аллегорию короля-груши как эмблемы Июльской монархии. Также можно выделить и положительных героев карикатур; их можно подразделить на следующие типы: героический (например: «Галльские пленники» Гранвиля и Домье, критический (сострадательная тенденция) (например: «Полный порядок царствует в Лионе» Травьеса), социально-описательный (например: «Французы в своем собственном изображении»; авторы: Монье, Шарле и др. изображали каменщиков, сапожников, строителей, наборщиков).
Для карикатуры характерен принцип серийности. Этот принцип может быть проявлен как в наличии сквозной темы, так и сквозного персонажа. Например: «Представители правосудия». «Добрые буржуа» Домье; «Большой город», «Улицы Парижа», «Физиология буржуа», «Физиология чиновника», «Физиология лавочника».
В период Июльской монархии наблюдался невиданный рост периодики: выходило более 700 названий газет и журналов.
Таким образом, можно отметить расцвет графики как характерную особенность искусства данного периода - эпохи революции. Политическая графика была особенно популярна, ориентирована на широкую массовую аудиторию, они реализовывали принцип новой заразительности искусства. 18 марта 1848 г. был объявлен конкурс на картину, прославляющую республику. Через месяц было представлено более 700 произведений. В этом конкурсе принимали участие Домье, Милле, Коро.
_______________________ Лекция 123. Графика направления «реализм»_________________________
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 939;