Своеобразие портретной живописи Англии
В 1768 г. в Англии в результате договора мастеров изобразительного искусства с Георгом III была создана Королевская Академия художеств. Хотя официально она находилась под покровительством короля, фактически от
9Хогарт У. Анализ красоты,- Л., 1 987,- С. 239
_________________________ Лекция 106. Английская живопись XVIII в.___________________________
двора не зависела и в художественных оценках была свободнее, чем Академии других стран.
Создание живописных произведений «высокого стиля» стало ведущим принципом английской Академии художеств. Это понятие в общеевропейском искусстве в ту пору связывалось прежде всего с жанром «исторической» живописи, черпавшей сюжеты для произведений из античной мифологии, религии или древней истории. Европейская иерархия живописных жанров была признана и английской Академией художеств, но со своей спецификой. Главным жанром академического искусства здесь стал портрет, на который были перенесены все требования, предъявляемые в те времена к «исторической» живописи.
Кризис эпохи Просвещения привел в изобразительном искусстве Англии к конфликту между рациональным и эмоциональным началами идейного решения художественных произведений, к противоречию между академической нормативностью, в какой-то мере сохранявшей идеи Просвещения, и развитием интереса к визуализации сущностно индивидуального качества человека.
Ведущей фигурой нового периода развития изобразительного искусства в Англии был сэр Джошуа Рейнолдс, организатор и первый президент Академии художеств, талантливый теоретик и блестящий живописец, чье творчество в основном определило характер английской портретной школы второй половины XVIII в.
Свое призвание Рейнолдс видел в укреплении престижа английского изобразительного искусства, в создании романтически-героического идеала человека своего времени. Предпочитая опираться на художественную традицию Микеланджело и венецианских мастеров «классицизма Ренессанса», художник тяготел к портретным изображениям величественным и значительным.
Портрет «Лорд Хитфилд, губернатор Гибралтара» (1787), созданный Джошуа Рейнолдсом, показывает, как при помощи тонко продуманной композиции, выразительности позы и жеста, скупых, но многозначительных деталей, гармонического равновесия в распределении основных цветовых и светотеневых пятен, насыщенного колорита мастеру удалось произвести сильное и яркое изображение, в котором умело отобранные индивидуальные черты персонажа преображены в типическое обобщение. Портрет образцово сочетает внутреннее благородство и непринужденную естественность героя картины. Кстати, это в дальнейшем станет одной из характерных черт всей английской портретной живописи. Изображение адмирала Хисфилда с ключом Гибралтарской крепости, которую он отстоял от соединенных атак французов и испанцев, - целая романтического характера биография, настоящий отрезок героической истории Англии.
Картина Джошуа Рейнолдса «Три девушки, украшающие герму Гименея» (1774) представляет дочерей сэра Уильяма Монтгомери в качестве античных мифологических персонажей, декорирующих цветами скульптуру Гименея, бога брака и семьи. Тяготение к большой теме и содержательности
_________________________ Лекция 106. Английская живопись XVIII в.___________________________
изображения выводит это живописное творение мастера за рамки обычного группового портрета, превращая его в подлинное произведение «исторического» жанра.
Если Джошуа Рейнолдс был сторонником рационального подхода к решению портретных изображений, то Томас Гейнсборо стал одним из крупнейших представителей английского портрета в его сентименталистски эмоциональном аспекте. Все без исключения портреты Гейнсборо в высшей степени поэтичны. Они полны настроения, чаще всего - романтически- мечтательного, и поразительно виртуозны по живописной технике исполнения.
Знаменитые портреты Томаса Гейнсборо «Супруги Эндрюс», «Джонатан Баттл», или «Голубой мальчик», «Достопочтенная миссис Грэм» объединяют изображения человека и пейзажа, как бы аккомпанирующего настроению живописных персонажей. Гейнсборо, в отличие от Рейнолдса, не дает в своих портретах ярких и законченных характеристик. Мастера не интересуют ни профессия, ни общественная роль изображаемых им лиц. В каждой модели художника привлекает, прежде всего, ее душевная индивидуальность, а также мимолетное и преходящее настроение человека в момент изображения. Отсюда та психологическая тонкость и трепещущая эмоциональность живописных портретов Гейнсборо, которые кажутся наполненными меняющейся на глазах зрителя духовной жизнью.
Живописная техника Томаса Гейнсборо исключительно своеобразна, она поражает своей свободой и легкостью. Смелая, нервная работа кисти мастера то напоминает графический штрих, то, предвосхищая достижения импрессионистов, образует множество относительно самостоятельных красочных мазков, которые при отношении зрителя с произведением-вещью сливаются вместе и определяют форму и фактуру иллюзорных вещей изображения.
4. Особенности английского «предромантизма» в живописи
Одной из самых оригинальных фигур в английском изобразительном искусстве рубежа XVIII-XIX столетий был поэт и философ Уильям Блейк. Считая миссию художника романтически-мистической, мастер наделил свои философские творения формой «пророческих книг». Он отказался от рисования с натуры и при создании графических и живописных произведений принципиально обратился к миру высокой «человеческо- божественной» фантазии. Свою философию Блейк облек в художественные визуального характера тексты. Он считал, что творческий процесс «живописания мыслей» есть особый глубинно сакрализованный акт.
Произведение «Смерч любовников» (1824-1827) Уильяма Блейка, в какой-то мере сюжетно связанное со сценами Ада из «Божественной комедии» Данте, демонстрирует вечное стремление человеческой души к божественному Духу, получающее свою спасительную реализацию лишь после смерти людской плоти в качестве факта, открывающего процесс
_________________________ Лекция 106. Английская живопись XVIII в.___________________________
обесконечивания конечных человеческих душ и любовного слияния их друг с другом и Богом.
Предромантические стилевые тенденции наглядно проявились в творчестве английского швейцарца Иоганна Генриха Фюсли, близкого друга Уильяма Блейка. Его весьма оригинальная живопись тяготеет, с одной стороны, к творчеству боготворимого мастером позднего Микеланджело, с другой — к произведениям испанского художника Франсиско Гойи, а с третьей - к немецкому литературному движению «Буря и натиск». Известно, что Фюсли не раз был вдохновлен на производство своих таинственных и провидческих произведений творениями немецкой литературы.
Картина «Ночной кошмар» (1781) Иоганна Генриха Фюсли визуализирует процесс ужасного воздействия на людей наркотических веществ, в результате которого человек как нечто целое погружается под дьявольским присмотром в дурманящую ночь, разделяющую людское «тело» как «целое» на «плоть» и «душу» в виде неких персонифицированных существ. Плоть человеческая принимает облик женской фигуры с прекрасными выступающими из-под одежды формами. Душа обретает вид ужасного мохнатого монстра, тяжело восседающего на женском лоне.
Лекция 107. Испанская живопись XVIII в. План лекции
1. Особенности развития живописи в Испании XVIII в.
2. Жанровая живопись Испании.
3. Творчество Луиса Мелендеса.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2800;