Специфика творчества Уильяма Хогарта

Среди английских художников первой половины XVIII в. наиболее самобытным творчеством отличался Уильям Хогарт. В эпоху, когда мастер стал создавать свои произведения, ведущая роль в художественной жизни Англии принадлежала иностранным живописцам. В среде богатых собирателей творений изобразительного искусства особо ценились картины старых итальянских и фламандских мастеров.

Творческое наследие Хогарта многогранно: он писал занимательные и остросатирические сентиментального характера жанровые сценки, создавал великолепные интимного плана портреты, получившие название «собеседований», занимался теоретическими проблемами изобразительного искусства. В 1753 г. мастер опубликовал свой знаменитый трактат «Анализ красоты», где указал, что прекрасные живописные произведения, как правило, в качестве композиционной основы содержат наглядную структуру, отвечающую в той или иной мере напряженной S-образной «волнистой» или «змеевидной» линии.

Надо сказать, что Уильям Хогарт, желая того или нет, стал основным выразителем идей британского этического Просвещения. Ведь именно

_________________________ Лекция 106. Английская живопись XVIII в.___________________________

английские просветители усматривали действенное средство воспитания человеческих нравов в сатирической критике. Специфика же национального характера англичан усилила эту черту. Моральному перевоспитанию людей в духе буржуазных добродетелей здесь уделялось особое внимание. Недаром ведущим жанром английской литературы стал роман с нравоучительным сюжетом, посвященный повседневному быту и личной жизни людей разных социальных кругов.

Уильям Хогарт видел благородную цель своего творчества в создании произведений искусства, которые, будучи полезны стране, помогли бы искоренить пороки и преобразовать каждого человека и общество в целом. В 1731 г. художник создал свою первую серию бытовых картин, объединенную развитием единого сюжета подобно ряду действий в драме. Это было шесть небольшого размера живописных произведений под общим названием «Карьера продажной женщины», повествовательно шаг за шагом визуализирующих горькую и назидательную историю наивной провинциалки, совращенной жизнью большого города и после краткого «успеха» дошедшей до крайней степени падения и нищеты. Будучи превращенной из живописи в графику самим автором, серия в виде тиражированных гравюр быстро разошлась среди различных слоев английского общества, принеся мастеру первую славу.

В годы, когда в Англии быстро наращивались выпуски газет и журналов, Хогарт увеличил тираж своих картин, повторяя их в гравюрах, которые по подписке раскупались как в стране, так и за ее пределами. Относительно дешевые гравированные серии Хогарта призваны были работать прежде всего как средство широкого распространения нравоучительных идей. Доход от продажи гравюр был для художника основным средством существования.

Вслед за живописными картинами «Карьера продажной женщины» последовали серии произведений «Карьера мота» (1735), «Четыре времени суток» (1738), «Модный брак» (1743), «Выборы» (1754) и др. Все серийные сатирически-сентиментальные произведения Уильяма Хогарта отмечены ярко выраженной сюжетностью и умением четко выявить узловые моменты визуального повествования. Добиваясь ясности композиции своих работ, на которых иногда изображены десятки персонажей, Хогарт обычно делит художественное пространство каждого своего живописного произведения на «планы». Предоставляя главным героям изображения передний план, мастер заполняет остальное живописное пространство второстепенными персонажами, объединяя их в разнообразные композиционные группы.

Самой знаменитой из всех живописных картин Хогарта стала серия «Модный брак» («Брак a" la Mode»). Это отнюдь не банальная карикатура, а глубоко вдумчивое исследование трагедии брака по расчету, которую художник представляет в полной высокого драматизма, юмора и сарказма оригинальной живописной пьесе из шести произведений.

Первая картина серии визуализирует процесс договора обедневшего, но родовитого графа с богатым купцом о женитьбе своего сына и его дочери,

_________________________ Лекция 106. Английская живопись XVIII в.___________________________

которые, присутствуя при сделке, представлены в настроении весьма равнодушном и друг к другу, и к расчетам родителей. Вторая картина изображает утреннюю семейную сцену вскоре после свадьбы. Третья картина с черным юмором живописует набитый машинами для вправления вывихов кабинет врача-шарлатана, куда молодой супруг, заразившийся венерической болезнью, привел двух своих любовниц для выяснения у медика источника собственного недуга. Четвертая картина представляет развитие семейных отношений после смерти старого графа - отца героя изображения. Муж, наследовавший титул графа, развлекает себя домашним концертом и не обращает внимания на откровенные заигрывания молодой дамы. Жена- графиня, отвернувшись от своего супруга, развлекается соблазнительно очаровательным разговором об эротической живописи с молодым ухажером. Пятая картина демонстрирует кульминацию нравственных испытаний членов молодой семьи: графиня в разгар маскарада отправляется на любовное свидание в отдельный номер публичного дома; граф-рогоносец, вспомнив о собственной чести, морали предков и нравственном долге перед своей семьей, выслеживает жену, устраивает рыцарскую дуэль с соперником и получает смертельное ранение уколом шпаги в грудь. Шестая картина показывает самоубийство графини.

Каждый герой серийно-живописного повествования Хогарта «Модный брак», визуализируя определенную роль, является наглядным носителем сущности тех или иных нравственных достоинств или пороков. При этом наглядно привлекательным «волнистым» линиям мастер, следуя собственной теории, подчинил изображения фигуры умирающего мужа, проявившего напоследок свои высокие моральные качества (пятая картина), и умирающей жены, осознавшей в конце концов причину своей нравственно неудавшейся жизни (шестая картина). Хогарт писал: «Я стараюсь разрабатывать свои сюжеты, как драматический писатель. Картина для меня сцена, изображенные мужчины и женщины - мои актеры, с помощью определенных движений и жестов разыгрывающие пантомиму» 9.

Если во французской живописи сентиментализм произведений Грёза, Шардена, Фрагонара стал элементом художественного фундамента революционного классицизма творений Давида, то в изобразительном искусстве английских живописцев «морализаторский сентиментализм» творений Хогарта породил художественно стилевое явление, которое можно назвать «предромантизм».








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 4972;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.