Жанровая живопись Испании
Как ни парадоксально, но именно благодаря классицисту Антону Менгсу Королевская шпалерная мануфактура по производству тканых ковров перестала копировать фламандские мотивы и весьма решительно обратилась к изображению сценок из современной народной жизни. На этой почве расцвела жанровая испанская живопись, основанная на визуализации сущности уличного быта, со всеми его светскими франтами-махо и бойкими франтихами-махами - обычными застрельщиками уличных беспорядков.
Кстати сказать, в столице страны махо и махи именовались «маноло» (букв, «мадридский парень») и «манола» (букв, «мадридская девушка»). Будучи представителями городского простонародья, именно махо и махи выступили хранителями национальных традиций в укладе жизни, обычаях празднеств, музыке, танцах, типе национальной одежды. Эта преданность испанской молодежи старому проявлялась нередко во внешних формах театрализованной игры, где свою роль выполняли особенности костюма. Зачастую не подчиняясь официальным правилам поведения и вызывая раздражение в высших кругах общества, махо и махи были на протяжении нескольких десятилетий для испанцев олицетворением национального вольнодумства.
Авторитетное место среди жанровых живописцев занимал Франсиско Байеу. Приехав в Мадрид из Арагона, художник вскоре стал учеником Менгса, который привлек его к росписям Королевского дворца. Известно, что Байеу создавал произведения на исторические и аллегорические сюжеты, писал портреты и был первым, кто ввел сцены современного быта в испанскую живопись. Работая по заказам Королевской шпалерной мануфактуры, Франсиско Байеу произвел на свет ряд прелестных живописно решенных в стиле «рококо» картонов для гобеленов.
_________________________ Лекция 107. Испанская живопись XVIII в.____________________________
Картоны, о которых идет речь, представляли собой написанные маслом на холсте крупные картины, соответствующие размерам будущего тканого изделия. Как правило, созданные по картонам гобелены служили нарядными украшениями стен в королевских дворцах. Их сюжеты и характер изображения подчинялись определенным правилам, шпалеры должны были «ласкать взгляд».
Одним из прекрасных картонов Байеу является исполненное движения и непринужденности рокайльное по своему характеру произведение «Пикник в деревне» (1780), представляющее весело пирующих на фоне сельского идилического пейзажа расфранченных махо и мах.
Внимания заслуживают не только так называемые «беловые» картоны Франсиско Байеу, выполненные в один размер с коврами, но и небольшие эскизы художника, к которым относится хранящаяся в музее Прадо крошечная картина «Бульвар Пасео-де-лас-Делисиас в Мадриде», где в рокайльной стилистике мастерски изображены разнообразные по позам группы «мадридских девушек» с «мадридскими парнями» и с особой утонченностью намечен национальный по характеру пейзаж. Это творение испанского художника мало в чем уступает произведениям великих европейских живописцев, работавших в стиле «рококо».
Также под влиянием модного в ту пору в стране французского рокайля развивалось творчество другого испанского мастера Луиса Парета-и- Алькасара, человека широкой культуры, открытого художественным новшествам времени, автора небольших, полных движения и света картин с изображением событий из жизни испанского общества и придворного быта, красочных праздников и зрелищ.
Картины «Пуэрта дель Соль в Мадриде» (1773) и «Завтрак Карла III» (между 1768 и 1775) демонстрируют, что стихия Парета, в которой он чувствует себя как рыба в воде — это хрупкий и нежный мир рококо с царствующими в нем крохотными фигурками мужских и женских персонажей. Мастер культивирует утонченно-изящную живописную манеру, опирающуюся на мельчайшие мазкового характера штрихи и оригинально высветленную цветовую гамму. Галантное искусство Парета подкупает своей обаятельной грацией во всех случаях — и когда художник живописует фигуры простолюдинов на фоне городского пейзажа, и когда он изображает сцены придворной жизни.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1102;