Знаки ранневизантийского изобразительного искусства

Знаки, слагающие язык произведений ранневизантийского изобразительного искусства: вневременность и внепространственность, решаемая через золотой либо синий беспредметный фон, обратная перспектива, фронтальность постановки фигур, акцент на изображении ликов персонажей. Лик являлся модулем изображения: исходя из размеров головы, конструируется размер тела. Персонажи произведений византийского искусства являли собой воплотившийся эталон человека. Святость, будучи неотъемлемой характеристикой всех персонажей, способствовала экстраполяции на зрителя жизненной программы превосходства жизни душевной над жизнью плотской. Лик персонажей характеризовался такими чертами, как предельно увеличенными глазами, тонкими губами, высоким лбом, прямым носом. Эталонные отношения человека и мира определялись понятиями «предстояние», «физическая неподвижность», «внутренняя напряженность». Неподвижность и покой - знак преисполненности сверхчеловеческим, божественным содержанием, включенности в покой божественной жизни. Таким образом, и единичные качества изображенных фигур, и способ взаимодействия фигуры и фона в произведении византийского искусства раскрывал тему триумфальной победы духа над телом.

Отличительной чертой ранневизантийского искусства является также преимущество символических знаков в формировании программы большинства изобразительных ансамблей. Агнец, рыба, крест, монограмма зачастую замещают собой иконическое изображение Христа. Иконография антропоморфного изображения Христа в IV-VI вв. находится в стадии становления, следствием чего стало привлечение облика Христа-Эммануила - молодого Христа, находящегося, как и само христианство, в начале пути оформления собственной зрелости.

Ведущим видом изобразительного искусства в ранневизантийский период была мозаика. Единицей мозаичных изображений являлись прямоугольники окрашенной смальты, под которые подкладывались пластинки золота, что обеспечивало эффект сияния. Предпочтение, оказываемое византийскими мастерами технике мозаики, было обусловлено, во-первых, слитностью мозаичного изображения со стеной, обеспечивающей неразрывность изображения и пространства оплотнения изображенного горнего мира; во-вторых, иллюзией «выхода» изображения к зрителю, создававшегося мерцанием положенных под углом друг к другу смальтовых частиц. Создававшийся ореол сияния вокруг изображений становился визуализацией тезиса пребывания персонажей и событий в пограничной сфере между явлением из пространства бесконечности и растворением в ней.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 741;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.