Спектр художественных идей произведений архитектуры IV-VIII вв.
Пространство культовых построек, воздвигаемых в ранневизантийский период, во многом инициирует преобразование человеческого качества, вошедшего в культовое пространство, в качество Христианина - особо избранного человека. Это связано с тем, что данный период исторически определяется принятием христианства, тотальной христианизацией населения Европы. Прежде всего, этому служит преимущество архитектурного типа баптистериев, центрирующих процесс омовения человека водами Горнего Иерусалима и крещения христиан. Подобно истории Христа, крещение - первый этап Преображения человеческой природы в богочеловеческое качество. Ведущая особенность, которую приобретает душа человека, трансформируемая в христианское качество - это причастность Благу бессмертия.
Человек-христианин определяется как принадлежащий сообществу христиан: быть христианином означает быть в со-бытии с братьями и сестрами во Христе - всем христианским человечеством. Христианская религия востребует в человеке соборное качество. Культовые постройки преимущественно базиликального типа настроены на реализацию этого качества обширными пространствами нефов.
Показательно, что тема погружения в воды христианства не покидает и те культовые сооружения, которые непосредственно не связаны с таинством крещения, поскольку самой архитектурной терминологией вызывается понятие «корабль» (нефа), на который восходит каждый входящий в церковь. Движение по храму превращается в плавание на корабле (нефе) Ветхого и Нового Завета, на корабле веры. В результате рождаемая метафора вод вызывает к жизни и спасительную миссию корабля церкви, нахождение на борту которого не дает утонуть в губительном море, в качестве которого предстает все окружающее церковь пространство.
Программа обращения в христианство составляла один из основных аспектов той художественной программы, которую несло культовое пространство ранневизантийского периода.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 848;