Акустический спектр
Сложный тон можно представить в виде суммы, простых тонов с кратными частотами и различными амплитудами. Такое представление называете?! разложением на составляющие тона. Тон наименьшей частоты называется основным, а остальные тона называют обертонами, или гармониками. Обертоны имеют частоты, кратные частоте основного тона. Такое разложение однозначно описывается указанием частот всех составляющих тонов и их амплитуд.
Акустический спектр сложного тона — это набор частот с указанием их относительной интенсивности (амплитуды).
а) Высота, тембр, громкость звука. Воспринимая звуки, чело
век различает их по высоте, тембру и громкости.
Высота тона обусловлена прежде всего частотой основного тона (чем больше частота, тем более высоким воспринимается звук). В меньшей степени высота зависит от интенсивности волны (звук большей интенсивности воспринимается более низким).
Тембр звука определяется его гармоническим спектром. Различные акустические спектры соответствуют разному тембру даже в том случае, когда основной тон у них одинаков.
Громкость звука — это субъективная оценка уровня его интенсивности.
б) Закон Вебера—Фехнера, шкала громкости. Использование
логарифмической шкалы для оценки уровня интенсивности звука
хорошо согласуется с психофизическим законом ВЕБЕРА—ФЕХ
НЕРА.
Если увеличивать раздражение в геометрической прогрессии (т. е. в одинаковое число раз), то ощущение этого раздражения возрастает в арифметической прогрессии (т. е. на одинаковую величину).
На первый взгляд кажется, что громкость звука следует измерять в белах или децибелах. Действительно, при таком подходе увеличение интенсивности (раздражителя) в 10 раз вызовет увеличение громкости (ощущения звукового раздражения) на 1 Б. Однако субъективное восприятие интенсивности звука связано не только с уровнем интенсивности, но и с частотой звука. Так, например, ухо человека не воспринимает ультразвук даже при большом уровне интенсивности. По этой причине при построении шкалы громкости следует учитывать восприимчивость уха «среднего» человека к различным частотам.
Поступают следующим образом.
1. Для звука с частотой 1 кГц вводят единицу уровня громкости — фон, которая соответствует уровню интенсивности 1 дБ.
2. Для других частот уровень громкости также выражают в фонах по следующему правилу.
Громкость звука — это число, которое показывает уровень интенсивности звука (дБ) с частотой 1 кГц, вызывающего у «среднего» человека такое же ощущение громкости, какое вызывает данный звук.
Уровень громкости обозначают буквой Е, например, Е = 30 фон. Ниже приводится пример зависимости уровня громкости от частоты.
Эти кривые дают зависимость уровня интенсивности / от частоты п звука при постоянном уровне громкости.
Верхняя кривая показывает верхний предел чувствительности уха, когда слуховое ощущение переходит в ощущение боли (Е = 130 фон).
Каждая кривая соответствует одинаковой громкости, но разной интенсивности для разных частот. По отдельной кривой равной громкости можно найти интенсивности, которые при определенных частотах вызывают ощущение этой громкости.
Информативной для медиков кривой является нижняя кривая, соответствующая порогу слышимости. Она дает зависимость пороговой интенсивности /0 от частоты: /0 = /(v).
У человека с нормальным слухом колебания с частотой ниже 16 Гц или выше 20000 Гц слухового ощущения не вызывают. При увеличении частоты, начиная с 16 Гц, чувствительность уха растет и порог слышимости снижается, в области частот 1000—5000 Гц чувствительность наибольшая, т. е. порог минимален. При дальнейшем увеличении частоты чувствительность падает до нуля при 20000 Гц.
Для измерения уровня громкости применяется прибор — шумо-мер. Шумомер снабжен микрофоном, который превращает акустический сигнал в электрический. Уровень громкости (дБ) регистрируется стрелочным измерительным прибором.
Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 3550;