Стиль ранневизантийского изобразительного искусства
Ранневизантийский период как для исторической судьбы Византии, так и для развития художественной культуры стал «золотым веком», эпохой, ставшей недостижимым эталоном, идеалообразующей средой, явившейся неиссякаемым источником для дальнейшего развития искусства и объектом притяжения в силу гармоничности мироотношения данной эпохи.
IV-VIII вв. - начальный период становления канона византийского изобразительного искусства, выработки правил изображения священных персонажей и событий.
Главные заказчики произведений изобразительного искусства - церковь и двор императора.
Программа выработки канона находилась в единстве художественной и теологической деятельности. В Византии существовала тесная, жесткая и обязательная связь между теоретической, духовной программой и процессом ее живописной реализации. Концепция художественного творчества в Византии складывалась на основе представления о деятельности художника как исполнении божественной воли. Художник, отождествлявший творчество и священный ритуал, процессом рождения произведений искусства совершал процесс проявления божественных сущностей в мире материальных явлений, создавая уникальную пограничную область, в которой чувственный и сверхчувственный миры вступали в отношение взаимоотражения.
Создание произведений изобразительного искусства в Византии было главным составным элементом культа и основой процесса идеалообразования. Изобразительное искусство наполняло истинной жизнью духовные понятия, становившиеся визуальными понятиями, тем самым придавая статус явления, жизни предмету веры и являя Божественное начало.
Одна из основных функций изобразительного искусства Византии в V- VIII вв. - воспитательная, дидактическая. Поучение заключалось в воспитании души верующего, организации тонкого душевного строя. Изобразительному искусству в Византии вменялась также информативно- убеждающая задача: общедоступное и точное изложение религиозных фактов. Изображения именовались теологами «Библией для неграмотных» (Григорий Великий). Верующий, приходящий в храм, созерцал изображения явившихся святых сущностей, материализованных через персонажей христианской мифологии - Христа, Деву Марию, ангелов, святых. Таким образом, изображения способствовали укреплению веры в Слово Священного писания, звучавшее во время литургии.
Религиозная программа произведений византийского искусства была построена на концепции безусловного диктата божественного начала, являющего человечеству законы для их неуклонного исполнения.
Стиль произведений ранневизантийского изобразительного искусства может быть определен как «Ранневизантийский Классицизм». Классицистическая стилевая определенность произведений раскрывается через визуализацию идеи эманации абсолютного начала. Идеи эманации в ранневизантийскую эпоху были связаны преимущественно с христианским тезисом о вочеловечении. Идейное содержание определило круг тем, связанных с явлением Бога в облике человека. Многоаспектное моделирование человеческой природы как вместилища божественного начала привело в искусстве к созданию иерархической системы фигур эталонных посредников в отношении небесной и земной сфер: от ангельских персонажей через Христа и святых к фигуре византийского императора. Идейное содержание оказало решающее влияние и на сложение композиционных и колористических принципов организации художественных знаков языковой системы ранневизантийских произведений изобразительного искусства. Формальные признаки плоскостности, линейности, множественности, ясности, закрытости определяют произведения изобразительного искусства Византии V-VII вв.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 813;