Истоки римского скульптурного портрета
Индивидуальный облик человека интересовал художника еще в древности. Уже в III тыс. до н.э. с величайшим мастерством создавались портреты фараонов и вельмож Египта, жрецов древневосточных государств Передней Азии. Сходство их с натурой не вызывает сомнения. Однако индивидуальный духовный мир древних египтян или древних ассирийцев закрыт для нас. Высокий расцвет переживала портретная скульптура в Древней Греции периода поздней классики и раннего эллинизма (IV-III вв. до н.э.). Необыкновенно жизненны и остро индивидуальны портреты эллинистического Востока в III-II вв. до н.э. (Бактрия, Парфия). Однако для греческого художника изображаемый являлся прежде всего феноменом общечеловеческого, и проявление его индивидуального начала мастер видел прежде всего в эмоциональном состоянии, настроении. Древнеримские же скульпторы воспринимали человека как неповторимую индивидуальность и, точно фиксируя
внешние физиономические особенности, умели выразить неповторимый характер его душевного склада.
Истоков у римского скульптурного портрета несколько:
- во-первых, это искусство и религиозные традиции собственно римские - сохранение облика предка для потомков и его души;
- во-вторых, трезвостью и веризмом в индивидуальной характеристике человека отличалось искусство древней Италии, главным образом Этрурии. Этрусские художники работали в Риме. Сегодня трудно сказать, какими Лекция 54. Древнеримский скульптурный портрет (4 ч.)
путями развивалось бы искусство древних римлян, если бы у них не было таких могущественных и высококультурных предшественников, как этруски;
- в-третьих, портретное искусство Великой Греции (Южной Италии);
- в-четвертых, это собственно греческое искусство. Когда Балканская Греция как подчиненная провинция стала частью римского государства (II в. до н.э.), а Рим завоевал положение столицы мира, греческие скульпторы и художники стали переселяться в Италию, где работали по заказу римской знати;
- в-пятых, это искусство Древнего Египта, оказавшее свое воздействие на культуру Этрурии. С другой стороны, с древнеегипетским искусством римляне сталкивались непосредственно.
Наиболее существенными для становления римского скульптурного портрета из всех перечисленных традиций представляются этрусская и греческая традиции.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1742;