Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен.
1) Основы и рамки:Украинская философия Княжеских bремен
формировалась в рамках общей духовной культуры
Киевской Руси;
2)Истоки: а)религиозно-мифологические верования славянских
племен Надднепровья, Полесья, Подолья;
антично-византийские взгляды мыслителей после принятия христианства;
3)философская онтология:
а)жизнь древних украинцев проходила в рамках
религиозной мифологии и обрядности;
б)мифы связывали людей с родом, с племенем, с богами (Перун - бог позитивный, Белее - бог негативный, боги по временам года и природным явлениям - Даждьбог, Чернобог);
в)бытие наших предков строилось в соответствии с
определенными понятиями: Доля, Лихо, Беда, Правда,
Кривда, Смерть, Счастье и др.
Nb: Со словами «доля», «счастье»,«успех» и т.п., видимо, было связано и слово «Бог». Богатый — тот, кто имеет долю, убогий - не имеет доли, небога - несчастливая, убогая.
4)Философская гносеология:
а)существовал единый, природный космос как мир порядка,
противопоставляемый хаосу: в мифах сопоставляются
«мой мир - чужой мир», «мир культуры, освоенный мир
- мир враждебной и неосвоенной природы».
б)в мифологиии ставился вопрос «почему»: почему
осуществляются изменения в природе, почему человеческое общество именно такое, а не другое и т.п.
в) мифы древних украинцев отражали мироощущение,
мировосприятие окружающих явлений.
г) Этиологизм - сущностная черта мифологического
мышления, где нет резкой грани между природным и
надприродным. Для древних украинцев характерна чувственная выразительность, метафоричность и конкретность.
д) В центре всех украинских мифов был человек:
появившиеся понятия «душа», «дух» выделили человека
среди всех высших сущностей.
5) Появление философского способа мышления связано с:
а) разложением мифологического мировоззрения в связи с
христианизацией Киевской Руси;
б) развитием государственности, науки, культуры, системой
общественных отношений;
в) ликвидацией барьеров между Византией и Европой,
ощущением на просторах Украины различий между Западной и Восточной культурами
г) в Киевской Руси появляются свои философы и
философские произведения: »Повести временных лет»,
«Слово о Законе и Благодати» Иллариона (1037 - 105О), «Зборники Святослава» (1О73 и 1076гг), письмо митрополита Никифора к князю В.Мономаху с философским осмыслением души, философские
исследования епископа XI1 столетия Кирилла Туровского о соотношении души и тела, бессмертия души и воли, один из первых защитников автономной церкви в Киевской Руси митрополит Климент Смолятич дает
философскую интерпретацию текстов Іоанна Дамаскина, глубоко комментирует работы Платона и Аристотеля, исследует проблему соотношения раз ума и чувств, человека и Бога, появляются»Поучения»
В.Мономаха (1096г), ряд статей «Русской Правды» - первописьменного кодекса законов Киевской Руси, поднимаются этико-моральные проблемы, проблемы равенства, справедливости, добра и зла.
д) В XI11 веке орды Батыя полонили Киевскую Русь, наступает упадок культуры, в частности философской. Доминирует исключительно религиозная культура. Однако, несмотря на тяжелые экономические, политические и культурологические условия, философская мысль медленно, но развивается ( появляется «Коментована Палея»).
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 837;