Советская философия.

а) Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

6) Большое влияниепа советскую философию оказало
философское творчество В.И. Ленина,который пытался
развить марксистское материалистическое учение и
приспособить его к условиям России.

в) Можно выделить три этапа развития советской
философии:

- 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссии при
сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

- 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии,
превращения ее в служанку официальной власти;
сильное, определяющее влияние на философию позиции
И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

- 50-е - 80-с гг. - время возрождения самостоятельности
советской философии.

г) К основным направлениям,которыми занималась
советская философия 60-х- 80-х гг., можно отнести
следующие:
проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности;
проблема культуры; проблема философских методов.

д) Среди имен,оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин(проблемы сознания, психики); А. Богданов(теория систем - «тектология»); А.Ф. Лосев(проблемы человека, истории); А.М. Деборин(творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили(проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман(общество, философия, история).

6) Философия «русского зарубежья».Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья».

а) Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, II.А. Сорокини другие.

- П.С. Мережковский(1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своейжизни человеческая личность проходит три этапа:языческий; приобщения к
христианству; полной внутренней гармонии человека, е
слияния с христианством. Идеалы человека и общества
Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л. Шестова(1866 - 1938) была близка к
экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его
жизнь, его поступки, его права.
Согласно Шестову,
человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека
независима от внешних обстоятельств, человек имеет
право активно добиваться реализации своих прав и
интересов, «герой» же имеет право открыто, противопоставлять себя обществу. Философия Н.А. Бердяева(1874 -1948) носит многоаспектный характер,однако в ней преобладает экзистснциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева: высшей ценностьюв окружающем мире является свобода; свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; свобода человекаподвергается угрозе извне; данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государствостремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека- сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; ключевую роль в жизни человека играет также религия; Бог должен быть нравственнымсимволом, примером для человека; отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа(господина), а человек - в роли его раба; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядахБердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России - построить «Царство Божее»(то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность(обосновывает «конец света» в будущем).Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма

- учения о человеке и его жизни.

- Питирим Сорокин(1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации; социальной мобильности. Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты,-Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения

- возможность перехода из одной страты в другую. История,по Сорокину, - процесс смены ценностей.Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять
рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

 








Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 2283;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.