Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
а) В противовесфилософии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическаяфилософия.
6) Ее цели- отстоять существующий общественно-
политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию.
в)Ее главным лозунгомв середине XIX в. было:
«Православие, самодержавие, народность».
г) Важную рольв ортодоксально-монархической философии
играло религиозное направление.
д) Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н.
Леонтьев.
- Н.В. Федоров (1828 -1903)сделал основными темами своей философии:единство мира; проблему жизни и смерти; и проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом - смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи -победы над смертью. Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос. Философия Федорова призывает к-отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого». - Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891). Одно из основных направлений философии Леонтьева
- критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм - царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизниспасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Исторический процессЛеонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает. Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства - внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми -желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.
6) Философия Ф.М. Достоевского.
а) Представителямифилософского религиозного направления также были известные русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
- Ф.М. Достоевский(1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека, Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества, путь богочеловека. Путь человекобожества- путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Второй путь богочеловека- путь следврания Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
7) Философия Л.Н. Толстого.
Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 -1910),создал особую религиозно-философскую доктрину -толстовство. Суть толстовства вследующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия- это добро, любовь; разум и совесть; смысл жизни-самосовершенствование; главное зло на Земле - смерть и насилие; необходимо отказаться от насилиякак способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство- отживающий институт и, поскольку оно - аппарат насилия, не имеет права на существование; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его - не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 708;