Лекция 12. Храмовая архитектура Древнего Египта периода правления XVIII династии (первой трети Нового царства) (4 ч.)
Перила по сторонам пандуса, ведущего на вторую террасу, были украшены скульптурными изображениями огромных кобр, хвосты которых извивались вверх по лестницам (перилам). На спине каждой кобры сидел сокол. Эти изображения являются символами единства Египта (кобра - символ Северного Египта, сокол - Южного).
Перед лестницей, на дворе, стояли парные сфинксы из красного гранита.
Вся эта часть храма предназначалась для совершения главных обрядов.
Перед четырехгранными столбами портика террасы стояли осирические статуи Хатшепсут (5,5 м в высоту).
Основная центральная часть террасы была обнесена со всех сторон колоннадой, образовавшей небольшой внутренний двор, вход в который из портика закрывала массивная гранитная дверь.
С юга и с севера к колоннаде примыкало несколько молелен. Часть северных молелен предназначалась для заупокойного культа.
Среди молелен был открытый двор с огромным жертвенником, к которому поднимались по ступеням.
В глубине центрального двора террасы, за колоннадой западной стены было вырублено десять больших и восемь малых ниш. В больших стояли осирические статуи царицы (3,35 м в высоту). На стенах меньших ниш, закрывавшихся дверцами, были рельефы, изображавшие Хатшепсут перед жертвенным столом.
Посередине стены, за гранитной дверью, находилась молельня, в которой стояла мраморная статуя Хатшепсут.
Всего в святилище стояло свыше 200 статуй: в самом храме - 22 сфинкса, 40 осирических статуй и 28 изображений сидящей или коленопреклоненной Хатшепсут. 120 сфинксов украшали дворы и дорогу.
Продолжает развиваться колоннада. Появляются длинные портики в несколько ярусов, небольшие колонные залы среди внутренних помещений храма.
Храм отличается роскошью убранства и богатством декора. Внешние двери храма сделаны из черной меди с инкрустацией из электра, а внутренние - из кедра с бронзовыми деталями. Огромные участки пола были покрыты листовым золотом и серебром. Золотыми и серебряными были некоторые наосы для культовых статуй.
Храм Хатшепсут относится к типу полускальных храмов, где наземные помещения сочетаются с молельней, вырубленной в скалах. В планировке храма четко прослеживается ярусная композиция, которая сочетается с горизонтальным расположением помещений.
Еще один великолепнейший храм, к сожалению, практически не сохранившийся до наших дней - заупокойный храм Аменхотепа III. В древности он назывался «Храм, что принимает Амона и возвышает его красоту». Храм строился на протяжении 38 лет правления фараона, в период, когда Египет находился на пике своего развития, могущества и процветания. Это был самый большой и самый роскошный из фиванских храмов.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 629;