Когда мы реагируем слишком остро
Избыточный Сигнал можно наблюдать, когда человек совершает некое действие излишне энергично для данных обстоятельств.
Человек, который смеется слишком громко и слишком долго над анекдотом с длинной бородой, моментально попадает под подозрение. Мы интуитивно ощущаем, что на самом деле анекдот нисколько не развлек человека, однако он старается скрыть этот факт и потому реагирует преувеличенно. Или, может быть, мы чувствуем, что он думает о чем-то своем, пропустил анекдот мимо ушей и теперь смеется громче всех, чтобы никто об этом не догадался. Или, возможно, он поступает так, чтобы не подать вида, что не понял шутки. Мы не знаем, какая из этих версий верна, но уверены в одном: несообразная реакция человека означает, что он с нами неискренен.
В непривычной среде общения человеку может быть трудно соблюсти «золотую середину», которую от него ожидают. Его поведение может быть либо «недостаточным», либо «избыточным», как показано на карикатуре Бейтмена (1920 год).
Как и Недостаточные Сигналы, Избыточные Сигналы возникают потому, что человек не может имитировать требуемое действие с адекватной интенсивностью. Недостаточные Сигналы подаются по двум причинам: неспособность осознать все детали естественного действия и противодействие сигналу истинного душевного настроя. Первая причина относится и к Избыточным Сигналам, вторая — нет. «Преувеличивая» какое-либо действие, мы ясно демонстрируем неспособность воспроизвести искреннюю реакцию, но сигнал при этом вовсе не глушится. Напротив, мы сражаемся со своими чувствами слишком успешно. Мы словно говорим себе: «Я собираюсь притвориться, что я не грущу. Я буду смеяться. Поскольку я знаю, что грусть может прорваться и приглушить смех, я буду смеяться так громко и так долго, что ничем не выдам овладевшую мной тоску».
К сожалению, попытки уравновесить одно другим могут зайти слишком далеко, и окружающие заметят, что человек пытается что-то скрыть. Причина провала кроется в том, что слишком громко смеющийся человек не в состоянии «свести дебет с кредитом». Он (точнее, его подсознание) рассуждает примерно так: эта шутка стоит смеха мощности «3», я же ощущаю тоску мощности «4». Для того чтобы уравновесить мои чувства, я должен смеяться с мощностью «7», тогда неравенство обратится в равенство. В теории эти рассуждения кажутся верными, но на практике уравновешивать различные чувства и действия чрезвычайно сложно, и тот, кто пытается это делать, зачастую переигрывает. Он терпит неудачу потому, что чувствует: плотина, которая помогает ему сдерживать истинные чувства, вот-вот рухнет, и необходимо пойти на отвлекающий маневр, чтобы никто ничего не заметил.
Шекспир имел в виду именно этот феномен, когда писал «Эта женщина слишком щедра на уверения»1. Можно привести несколько примеров того, как женщины подают Избыточные Сигналы эротического, а точнее, антиэротического характера. Наиболее типичный сигнал такого рода мы видим, когда сидящая на стуле женщина беспрестанно поправляет юбку, хотя нижний край той не задирается настолько, чтобы было необходимо то и дело его одергивать. Еще один пример: женщина скрещивает ноги или держит их вместе, прижимая одну к другой с такой силой, словно хочет расколоть зажатый между бедрами орех. В этих случаях, когда рядом с женщиной нет мужчины, который, встав на колени, пытается задрать ей юбку или же раздвинуть руками ее ноги, подобные сигналы являются избыточными. Такие действия можно поставить в один ряд с сигналами очевидно эротического характера, когда женщина раздвигает ноги и демонстрирует мужчине нижнее белье, поскольку они точно так же отражают озабоченность женщины сексуальной сферой. Конечно, будучи антиэротическими по своей природе, в качестве неэротических эти сигналы восприниматься не могут. (В частности, именно поэтому поведение фанатичных противников порнографии порождает сомнения и подозрения даже у людей, которые, в целом разделяя их взгляды, ведут себя адекватно и умеренно.)
_____________________________________________
1 «Гамлет», перевод М. Лозинского. — Прим. пер.
Как и в случае с Недостаточными Сигналами, при встрече представителей различных культур есть опасность принять те или иные сигналы за Избыточные. Общаясь с индивидом, который оглушительно хохочет, то и дело хлопает всех по спине и жмет руку неподобающе долго, мы должны понимать, что избыточность этих сигналов может объясняться просто: в культурной среде, воспитавшей данного индивида, действуют иные (в сравнении с нашей культурной средой) правила поведения, и перечисленные действия там не «глушатся». Недоразумения тут возможны, но возникают они нечасто. Дело в том, что по малозаметным деталям мы вскоре начинаем понимать, сообразно ли поведение человека в целом. В частности, если человек не подает Противоречивые Сигналы, мы оцениваем его действия как искренние. Но и в этом случае бывает непросто общаться с ним непринуждённо. Мы доверяем такому человеку, однако быстро подстраиваться под его сильные сигналы в спокойном социальном контексте нам по-прежнему сложно. После мы будем говорить, что этот человек «необуздан», в то время как он скажет своим друзьям, что мы чопорны, холодны и подавленны.
В спорах о различных типах культур оппоненты защищают и демонстративный, и замкнутый тип культурной среды. Представители демонстративных обществ обвиняют внешне спокойную культурную среду в том, что благодаря замедленной реакции и приглушённости сигналов её представители могут легко обманывать окружающих. Они почти не показывают своих чувств и, следовательно, могут легко их скрыть. Замкнутые культуры контратакуют: преувеличенно жестикулируя по мелочам, представители демонстративного общества запутывают собеседников, которые уже не могут разобрать, когда те серьёзны, а когда нет. Каждый, кто жил достаточно долго в той или другой культурной среде, знает, что оба взгляда ошибочны. Внутри всякой культуры существует отлично ранжированная шкала визуальных проявлений, от умеренных до интенсивных, и вопрос лишь в том, как настроиться на волну, соответствующую данной культуре. Настроившись на эту волну (а сделать это так же непросто, как выучить иностранный язык), мы сможем отличать искренность от фальши и распознавать Невербальную Утечку Информации, Противоречивые Сигналы, Недостаточные Сигналы и Избыточные Сигналы. Фундаментальные принципы, позволяющие выявить неискренность, одинаковы для всех культур без исключения, и неважно, насколько бешено или бедно жестикулируют ее представители.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 845;